Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике и их информационные потребности. Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике и их информационные потребности Принципы формирования бухгалтерской информации
Все пользователи бухгалтерской информации подразделяются на внутренних и внешних.
Внутренние пользователи используют учетную информацию на всех стадиях принятия управленческих решений. Информация должна содержать сведения о производственной и инвестиционной деятельности, состоянии снабженческо-заготовительной, финансово-сбытовой и организационной деятельности организации. К этой категории пользователей можно отнести:
Аппарат управления организацией (генеральный директор, дирекция, наблюдательный совет и др.);
Собственников организации;
Руководителей структурных подразделений и специалистов организации.
Внешними пользователями являются сторонние юридические и физические лица с прямым и косвенным финансовым интересом. По степени финансового интереса их можно разделить на три группы.
К первой группе относятся пользователи, имеющие прямой финансовый интерес (настоящие или потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, акционеры, покупатели), которые по данным бухгалтерской отчетности определяют финансовое положение и платежеспособность организации. Их интересует, прежде всего, компенсация вложенных средств: возврат кредитов и процентов, исполнение договоров, получение дивидендов, соблюдение экономических интересов и другие вопросы.
Вторая группа пользователей не имеет прямого финансового интереса. К ним относятся:
Налоговые органы, проверяющие налогооблагаемую базу, соблюдение методологии расчета налогов, контролирующие полноту и своевременность их уплаты;
Профессиональные участники фондового рынка – дилеры, брокеры, депозитарии, фондовые биржи и прочие организации, определяющие степень финансовой устойчивости участников фондового рынка;
Органы управления экономикой, использующие информацию о размещении ресурсов, о деятельности организаций при прогнозировании развития отдельных производств, отраслей, регионов.
В третью группу входят пользователи без финансового интереса (аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж и др.).
Внешние пользователи, которые имеют право на всю или часть внутренней бухгалтерской информации, должны соблюдать действующее законодательство о коммерческой тайне организаций.
В современных условиях хозяйствования роль бухгалтера на предприятиях и в организациях неизменно возрастает. Рыночная экономика вызывает значительные изменения функций бухгалтера и расширение задач, стоящих перед ним. Из счетного работника, занимающегося констатацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета с целью составления достоверной отчетности, он постепенно превращается в «советника» руководителя практически по всем вопросам деятельности организации. Ни одно управленческое решение не обходится без согласования с главным бухгалтером, с целью определения как его эффективности, так и налоговых последствий. Реформа бухгалтерского учета в стране, выделение и развитие управленческого учета, становление налогового учета, ориентация на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), нестабильность гражданского и налогового законодательства, заметно усложняют деятельность бухгалтера. В этих условиях возникает потребность в бухгалтерах-профессионалах, то есть специалистах, имеющих не только высшее образование и стаж работы, но и высокий уровень знаний последних изменений в области права, налогов и, конечно, бухгалтерского учета. Это и определяет то, что само по себе высшее образование, полученное бухгалтером в вузе, еще не является гарантом его компетентности. Именно поэтому практически во всех странах с развитой рыночной экономикой существует статус «профессионального бухгалтера». Профессиональные бухгалтеры по-разному называются в отдельных странах: в Англии - чартерные, во Франции - эксперты-бухгалтеры и т. п. В России до революции существовали присяжные бухгалтеры. Суть же этих названий одна: подтверждение своей компетентности, определяющее право бухгалтера заниматься своей профессией и гарантирующее акционерам, руководству организации и в конечном итоге государству квалифицированное применение законодательства на практике. Все это и предопределило создание в России Института профессиональных бухгалтеров России (ИПБ России). Одной из целей ИПБ является организация послевузовского образования бухгалтеров (аттестации) и новой системы повышения квалификации бухгалтеров (переаттестации).
Введение 3
Глава 1. Бухгалтерская информация 4
Бухгалтерская отчетность – источник информации 4
Принципы формирования бухгалтерской отчетности 5
Пользователи бухгалтерской информации 6
Глава 2. Внутренние пользователи бухгалтерской информации 10
2.1 Внутренние пользователи и их классификация 10
2.2 Требования к информации для внутренних пользователей 12
Глава 3. Внешние пользователи бухгалтерской информации 22
3.1 Внешние пользователи и их классификация 22
3.2 Требования к информации для внешних пользователей 23
Практическая часть 27
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Введение
В связи с переходом к рыночным отношениям неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской информации (финансовой отчетности). Если она раньше при нашей "открытости" предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, учреждению, банку и территориальному органу статистики), то в рыночной экономике ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений:
лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), то есть менеджеры и самые различные работники управления;
лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес - акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и так далее;
третью группу представляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес - различные финансовые институты (биржи, ассоциации и тому подобное), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и другие.
Информация, формируемая в бухгалтерском учете и представляемая в бухгалтерской отчетности, должна быть, по всей сути и содержанию, полезна самому широкому кругу заинтересованных пользователей. Поэтому раскрытие информации в бухгалтерской отчетности зависит еще и от того, кто будет ее использовать.
Глава 1. Бухгалтерская информация
Бухгалтерская отчетность - источник информации.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Такое определение дано в статье 2 ФЗ «О бухгалтерском учете», введенного в действие 21 ноября 1996 года. Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период.
Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
Финансовое положение организации определяется ее активами, структурой обязательств и капитала организации, а также способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении организации формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса.
Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов. Данная информация формируется в основном в отчете о прибылях и убытках.
Информация об изменениях в финансовом положении организаций дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде. Данная информация обеспечивается главным образом отчетом о движении денежных средств.
1.2 Принципы формирования бухгалтерской информации.
Полнота и достоверность - соответствие законодательным и нормативным актам.
Нейтральность - исключение возможности формирования информации на основе удовлетворения интересов одних групп пользователей в ущерб другим.
Принцип осмотрительности - организация должна быть ориентирована на большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
Принцип имущественной обособленности - имущество организации существует обособленно от имущества ее собственников и других организаций.
Принцип непрерывности деятельности - организация будет существовать в ближайшем будущем.
Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности - все хозяйственные операции отражаются в учете в момент их осуществления.
Принцип последовательности - использование определенной совокупности способов формирования информации, которые организация применяем из года в год. При внесении изменений в способы учета требуется пересчет показателей.
Принцип непротиворечивости - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.
Принцип существенности - формирование информации об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах обособленно в случае их существенности.
1.3 Пользователи бухгалтерской информации.
Пользователями бухгалтерской информации считаются физические и юридические лица, заинтересованные в получении данных о деятельности организации (рис.1).
Рис.1- «Классификация пользователей бухгалтерской информации»
Заинтересованными пользователями информации считаются юридические и физические лица, имеющие потребность в информации об организации и обладающие достаточными познаниями навыками для понимания, оценки и использования информации: реальные и потенциальные инвестора, работники организации, поставщики и подрядчики покупатели и заказчики, органы власти и общественных целях.
Внешний пользователь бухгалтерской отчетности - инвестор, кредитор, контрагент или заинтересованные государственные органы.
Внутренний пользователь бухгалтерской отчетности - руководитель, учредитель, участник или собственник имущества экономического субъекта.
Так же пользователей бухгалтерской информации можно условно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым финансовым интересом.(Рис.2)
Рис.2-«Пользователи бухгалтерской информации»
Администрация организации - это совет директоров, управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше интересуют прибыльность и ликвидность организации. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности.
Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:
Стоимость информации;
Соответствие состава информации функциям работника;
Необходимость соблюдения коммерческой тайны.
Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются инвесторы, банки, поставщики, кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.
Сторонние пользователи , имеющие право на использование внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.
Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.
Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом являются налоговые органы, казначейство, Контрольно - ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи.
Работникам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предоставляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды. Налоговые органы и казначейство, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на доходы, налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов.
Глава 2. Внутренние пользователи бухгалтерской информации
Внутренними пользователями являются физические лица - сотрудники предприятия, которые осуществляют свою деятельность в рамках данного предприятия и принимают решения на основе информации о деятельности предприятия. Состав информации определяется выполняемой функцией (рис. 3).
Рис 3. –«Характеристика внутренних пользователей бухгалтерской информации».
3.1 Внутренние пользователи и их классификация
В условиях рыночной экономики организации различных форм собственности и организационно-правового статуса взаимодействуют с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. Такое взаимодействие обеспечивается представлением финансовой отчетности внешним пользователям финансовой отчетности. Вместе с тем для принятия оптимального управленческого решения появляется необходимость финансового управления фирмой, разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Данные проблемы находят отражение во внутренней (управленческой) отчетности организации, которая отражает показатели в разрезе объектов управления и организации в целом в части использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов, источники их формирования. Результаты формирования показателей внутренней отчетности находят отражение в управлении денежными потоками (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.
В отношении информации для внутренних пользователей следует учитывать, что ее состав для каждого представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности и функций, выполняемых им.
Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости продукции и рентабельности производства.
Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше всего интересует прибыльность и ликвидность организации (соотношение платежных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции и т.п.
Руководство организации заинтересовано также в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля.
3.1 Требования к информации для внутренних пользователей
Для внутреннего анализа требования к качеству информации по большому счету ничем не отличаются от требований внешних пользователей, различие – лишь в количественных параметрах: оперативность выше, точность иногда ниже, степень детализации существенно отличается, а также часть деловой информации, являющаяся коммерческой тайной, недоступной для внешних пользователей – включается в информационную базу внутреннего анализа.
В связи с этим помимо общих требований к качеству информации, различные пользователи предъявляют к ней свои особые требования, например:
аналитические службы и управленцы могут требовать формирования данных строго в определенных разрезах, устанавливать параметры группировки, различные варианты представления данных и т.д.;
бухгалтеры, операционисты и другие учетные работники требуют организации информационных потоков с минимальным количеством обработки данных (исключение многократного ввода одних и тех же данных для различных задач и т.д.);
вышестоящие организации для целей своего анализа предоставляют обязательные к заполнению отчетные формы.
Решение проблемы информационного обеспечения анализа заключается в создании информационной системы на предприятии, учитывающей требования всех аналитических служб.
Структура информационной системы также должна определяться непосредственно методикой анализа, используемой на предприятии. При недостаточно гибкой информационной системе на предприятии имеет место обратная ситуация, когда методика анализа ставится в зависимость от наличия информации. В то же время отсутствие необходимой информации, в первую очередь для целей внутреннего анализа, ограничивает поле деятельности аналитика, заставляя его, подобно внешнему пользователю информации, строить расчеты в основном на отчетности предприятия или на данных бухгалтерского учета, не имеющих должной степени детализации.
Требования к информации часто сконцентрированы на глубине аналитических данных, их детализации. Детализация означает различное количество т.н. «уровней вложенности» информации.
Например, требуется проводить горизонтальный анализ задолженности по группам поставщиков, по конкретным поставщикам, по конкретным заказам одного поставщика, по конкретным поставкам в рамках одного заказа, по отдельным платежам по одной поставке, по всем платежам по одной группе поставщиков и т.д. Данные требования к информации должны быть предъявлены к информационной системе тем пользователем, который отвечает за анализ данных именно в таком разрезе. Другие сотрудники и службы предприятия, возможно, не нуждаются в столь детализированной информации по какому-то отдельному участку работы, в то время как для конкретного аналитика такой разрез данных может быть просто необходим.
Требования аналитика к исходной информации формируют не только «глубину» данных, но и «ширину», т.н. область действия информационной системы. При разработке автоматизированной системы управления предприятием на крупном многопрофильном производственном предприятии будет важно определить ее задачи и область охвата. Вполне понятно, что организация информационного обеспечения нужна не только в финансовом управлении крупного холдинга, поскольку она сможет гарантировать лишь анализ бухгалтерских данных, или в лучшем случае, данных оперативного учета движения денежных средств или задолженности по расчетам с контрагентами. Необходимо оперативно получать информацию о производстве, использовании трудовых, материальных ресурсов, своевременно анализировать правильность текущего планирования на каждом конкретном производственном участке.
Зачастую происходит так, что в первую очередь автоматизации учета и анализа, а в дальнейшем, планирования, подвергается в первую очередь финансовая деятельность предприятия (движение денежных средств, состояние расчетов, формирование внешней бухгалтерской отчетности и т.д.), в то время как задачи производственного учета относятся к следующим этапам автоматизации информационного обеспечения. Это обосновано, поскольку без решения проблем бухгалтерского учета и обеспечения интересов внешних пользователей, предприятие работать не может.
Но если предприятие может позволить себе (в силу финансовых, организационных и других возможностей) внедрение комплексной информационной системы, в этом случае производственные задачи, управленческий учет и анализ также обеспечиваются соответствующими средствами автоматизации. Может быть обеспечен анализ остатков материалов в цехах, контроль сохранности и комплектности незавершенного производства на основе ежедневного оперативного учета. Сотрудники управленческих служб производства могут осуществлять анализ и контроль выполнения сменно-суточных заданий бригадами, графиков подачи деталей, узлов и полуфабрикатов цехами, производственной программы предприятием и договоров по поставкам продукции. Предоставление данных может быть ежедневным по всей номенклатуре вырабатываемой продукции и непрерывным по выборочной номенклатуре, составляющей "дефицит" предприятия.
Для сотрудников анализирующих производственные, снабженческие, другие хозяйственные показатели в отличие от финансовых аналитиков очень важно предоставление необходимых данных не только в стоимостном, но и в натуральном выражении, а иногда и в нескольких единицах измерения, неподдающихся прямому пересчету при анализе. Например, в одной единице упаковки может храниться разное количество штук изделий, а сами упаковки лежат на складских участках, по каждому из которых нужно отслеживать динамику и структуру проходящих поставок как по количеству упаковок, так и, поштучно, изделий.
При проектировании информационной системы важно правильно предположить объем охвата системой снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. Если задачи, связанные с этой деятельностью будут входить в рамки информационной системы, то специалисты соответствующих отделов должны предъявить свои требования к получаемой информации. В зависимости от специфики деятельности предприятия могут быть поставлены следующие задачи:
1) информация о принадлежности наименования к конкретной партии товара, заказу соответствующих партий в процессе передачи его между складами, цехами, подотчетными лицами, рабочими участками и т.п.;
2) возможность оперативного определения, анализа и корректировки оптимального размера партий, обеспечения своевременности проведения закупок, выполнение регулярных операций (периодических закупок, отправок и т.п.);
3) планирования использования материалов в кратчайшие сроки после их поступления на склад;
4) поддержания на экономичном минимуме длительности циклов движения по складским и производственным участкам и обработки конкретных наименований
5) возможность проведения оперативного анализа складских остатков, запасов товаров и материалов с целью доведения до минимума количества товаров на каждом складе, использования минимального количества складов и т.п.
Проектирование информационной системы может по-разному охватить производственную деятельность предприятия.
Во многих случаях инженеры-конструкторы могут значительно уменьшить количество наименований материалов, находящихся на складе. Данные об издержках и экономии позволяют внести необходимые изменения в конструкцию существующих изделий. Иное дело, когда проектируются новые изделия. Здесь конструкторы могут использовать данные исследований, проводившихся службой управления запасами, для выбора недорогих конструкций. Результаты этих исследований должны дать информацию о стоимости запасов и затратах на партию, что позволит оценить ежегодную сумму затрат на поддержание запасов, необходимых для каждой из конструкций изделия или узла.
Подобная же информация необходима при выборе экономичных технологических процессов производства. В качестве примера может служить сравнение издержек по изготовлению детали на винторезном автомате и на токарно-револьверном станке. Большие затраты на наладку автоматов вызывают необходимость обрабатывать на них более крупные партии деталей по сравнению с токарными станками.
Каждое предприятие должно иметь свою систему управления запасами, созданную с учетом его специфических требований. Она будет действенной только при участии и поддержке всех заинтересованных подразделений предприятия. Эффективным способом получения поддержки является обеспечение информацией руководителей подразделений. Как минимум, руководители подразделений должны иметь определенные представления об управлении запасами, о производственной программе, степени участия своих подразделений.
Таким образом, информационная система должна не только решать чисто учетные (и уж, тем более, бухгалтерские вопросы), но и широко использовать приемы и методы из родственных областей: планирования, организации управления экономикой предприятия, математики, статистики, психологии, рыночных операций, технологии. Главная цель такой информационной подсистемы - генерация полезной информации для нужд внутрифирменного управления - определяет структуру информационной системы предприятия.
В то же время важнейшим требованием аналитика к данным, получаемым из информационной системы, является отсутствие лишней для конкретной задачи информации. Отчеты, получаемые из системы, должны удовлетворять заинтересованных лиц. Обработка данных ухудшается вследствие наличия ненужной информации, которую аналитик должен переработать (либо вообще игнорировать) в попытке обнаружить какую-то часть данных, которые ему действительно необходимы.
Так, например, главного конструктора не интересует, сколько заработал сегодня или неделю назад какой-либо рабочий механического цеха. Ему необходимы итоговые данные: полностью ли удовлетворена заявка на материалы, какая сумма выделена бюджетом предприятия на работы, связанные с изменением конструкции изделия или освоением новых продуктов. Следовательно, заинтересованными в аналитике сотрудниками используется как детализированная, так и итоговая информация.
Важно правильно разработать нужные отчетные данные информационной системы, которые для аналитика будут являться исходными данными, а также обеспечить своевременное внесение со временем неизбежных изменений в такие отчеты. Важные для других, но не для данного пользователя, данные не должны присутствовать в его отчетах, так же как и чрезмерная детализация необходимой информации.
Для целей управления иногда основным требованием к аналитической информации является своевременность предоставления данных. В связи с этим часто можно и нужно пойти на определенное ослабление требований к точности в пользу быстроты получения информации. Таким образом, при анализе часто используются данные оперативного управленческого учета, приблизительные оценки, и т.п. В связи с этим уже на этапе проектирования информационной системы в нее может быть заложена возможность получения оперативных, а в ряде случаев даже и непроверенных данных. Например, для принятия решения о транспортировке нескольких больших партий угля по железной дороге, своевременно анализируется состояние маршрутов, подъездных путей, составов, вагонов, подсобных транспортных средств, загруженность сортировочных станций железной дороги и принимается решение об отправке (т.н. в теории «транспортная задача»). Такое решение должно быть принято на основе данных по телефону диспетчера отдела погрузки, осуществляющего контроль добычи угля и погрузки его в вагоны, а также оперативных данных задействованных служб предприятий железной дороги, предоставляющих маршруты следования. Поскольку объем такой информации может быть достаточно большим и предоставляться в разное время, а также корректироваться в течение нескольких минут, часов, то, естественно данная информация должна учитываться как фактическая, поскольку устный способ передачи данных, так же как и «записи на бумажках» уже не могут обеспечить оперативность и правильность принятия решений. На основе анализа такой учетной информации ответственные лица, руководители своевременно примут необходимые решения, в то время как сами учетные данные могут без спешки корректироваться на основе требуемых документов, сверок и т.п.
В связи с этим необходимо обеспечить соответствующие принципы работы информационной системы, чтобы такие оперативные данные:
с одной стороны, были своевременно доставлены аналитику, а в нужное время и бухгалтеру, для избежания повторного ввода на основе пришедших документов и корректировки,
но с другой стороны не попали до этой корректировки в фактические учетные данные организации.
Важными требованиями аналитика к учетным данным также являются:
Разделение в учете условно-постоянных и условно-переменных затрат.
Возможность представления данных о доходах, расходах, прибыли, инвестициях, расчетах по центрам ответственности, а также возможность своевременно вводить и анализировать информацию о взаиморасчетах между такими центрами ответственности, обеспечивая оценку их деятельности в структуре предприятия.
Возможность осуществления всевозможных распределений косвенных затрат, доходов на центры затрат, доходов, прибыли и т.д. с использованием разных баз распределения.
При создании информационной системы можно столкнуться с рядом требований следующего рода:
Необходимость одновременного ведения разных систем бухучета для одного предприятия (например, хозяйственного, бюджетного, в системе GAAP и т.д.); разделения бухгалтерского и управленческого учета;
Необходимость ведения нескольких “бухгалтерий” одного предприятия (например, в соответствии с требованием законодательства по бухгалтерскому учету, а также ведения налогового учета в соответствии с Налоговым кодексом РФ);
Национальные особенности управленческого учета, как-то, бартер, взаимозачёт или необходимость расчёта закупочных цен и калькуляции производства в зависимости от цен продажи и фирм в составе холдинга, осуществивших реализацию, и т.д.;
Необходимость интеграции (автоматической передачи данных) с разнообразным периферийным оборудованием (кассовые аппараты, штрих-кодовое оборудование, АТС и т.д.)
Построение территориально-распределенной системы автоматизации;
Использование различных программных платформ.
Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, играют определяющую роль в обеспечении эффективности анализа и принимаемых на основе его управленческих решений. Анализ не ограничивается только финансовыми данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Используются плановые показатели, данные бухгалтерского, а также оперативного учета. Привлекаются данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей. Кроме того, используются статистические внешние данные, система внешней информации - это данные средств массовой информации, статистических сборников, периодических и специальных изданий, официальных, хозяйственно-правовых документов и т.д.
Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.
Одно из требований к качеству информации - это обеспечение ее сопоставимости по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков.
И наконец, система информации должна быть рациональной, то есть требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. С одной стороны, для комплексного анализа любого экономического явления или процесса требуется разносторонняя информация. При ее отсутствии анализ будет неполным. С другой стороны, излишек информации усложняет процесс ее поиска, сбора и принятия решений. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.
При построении информационной системы должны быть учтены интересы всех заинтересованных служб предприятия, в первую очередь - интересы получателей информации, анализирующих учетные данные.
Таким образом, информационная система анализа хозяйственной деятельности должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований и задач и многих других, специфичных для конкретного предприятия. Очевидно, что без комплексного обследования деятельности предприятия на всех участках работы учесть многочисленные требования всех заинтересованных пользователей и служб предприятия, совершенно невозможно.
Глава 3. Внешние пользователи бухгалтерской информации
Внешние (сторонние) пользователи - это физические и юридические лица, обособленные по отношению к предприятию, но использующие в своей деятельности информацию о нем. Подразделяются на заинтересованных и незаинтересованных пользователей. Заинтересованные пользователи (с прямым финансовым интересом) - учредители, собственники, заимодавцы, кредиторы и т.п. Им нужна информация о платежеспособности и ликвидности предприятия. Незаинтересованные (с косвенным финансовым интересом) пользователи - это органы государственного управления, биржи, аудиторские фирмы, общественные организации и пр. Эти пользователи имеют право на всю информацию, но обязаны хранить коммерческую тайну.
3.1 Внешние пользователи и их классификация
Внешние пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:
1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности, предполагаемых или осуществляемых ими инвестиций, о способности организации выплачивать дивиденды;
2) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими займы и выплачены соответствующие проценты;
3) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;
4) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;
5) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию хозяйственной деятельности, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения.
Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учёта заключается в формировании информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезному широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решения.
3.2 Требования к информации для внешних пользователей.
В условиях рыночной экономики деловая информация – т.е. данные учета, бухгалтерская отчётность, плановые показатели хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения экономического анализа.
Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Важнейшим пользователем информации о деятельности предприятия является государство в лице контролирующих органов, сотрудники, партнеры предприятия, общественные организации и др.
Проблема множества лиц, заинтересованных в информации, содержащейся в финансовых отчетах, ставит перед руководством организации следующие, связанные между собой вопросы:
кто является заинтересованным пользователем информации, предоставляемой в финансовой отчетности, кому она нужна для анализа?
каковы интересы этих пользователей?
существенны ли различия в интересах этих пользователей?
имеются ли сходства в интересах различных групп пользователей?
Первая проблема - определение основных групп заинтересованных лиц, на которые ориентирована финансовая отчетность.
Что касается второй проблемы, то у каждой группы пользователей имеются свои, отличные от других пользователей финансовой отчетности, цели. Например, кредиторам нужна более подробная информация о финансовом положении и ликвидности организации, потенциальным инвесторам нужна более развернутая информация об акционерном капитале и рентабельности организации, налоговым органам необходима информация о заработанной прибыли и произведенной добавленной стоимости, подлежащей включению в налогооблагаемую базу. Такое различие в интересах обуславливает необходимость либо составления для разных групп пользователей отдельных аналитических отчетов, либо предоставления большего объема информации в одном отчете, рассчитанном на всех пользователей, большая часть которых может не интересоваться значительной частью показателей.
Если принять идею составления для каждой группы пользователей своего отдельного отчета, то придется отбирать полезную и значимую информацию для моделей принятия решений различными пользователями. Этот отбор может быть выполнен на основе анализа того, как пользователи принимают решения. Однако, учитывая ограничение пользовательского доступа к данным, следует признать, полученные модели вряд ли будут совершенны.
Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Эти требования нашли свое отражение в законодательстве Российской федерации (Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»), нормах и принципах формирования отчетности в соответствии с международными стандартами.
В то же время в связи с изменениями законодательства важнейшим требованием к информационной системе по формированию отчетности является гибкость – возможность реформировать отчеты и принципы их формирования. Условия несформировавшейся системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, обладающей известными пробелами и несоответствиями в законодательных актах различных ведомств, предопределяют возможность многовариантного подхода к отражению той или иной учетной информации, ее последующей группировке при составлении форм бухгалтерской отчетности. При составлении финансовой отчетности предприятия, как правило, заинтересованы в рассмотрении различных вариантов формирования итоговых форм бухгалтерской отчетности, что значительно облегчается, а подчас становится единственно возможным только в условиях автоматизированной обработки учетной информации. Так, согласно Положению по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и «Методическим рекомендациям о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», начиная с 1.01.2000г. российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе образцов и при соблюдении общих требований к бухгалтерской отчетности, таких как полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость и пр. Отказ от нормативного установления финансовой отчетности организации призван способствовать более полному раскрытию в отчетности всей существенной для обоснования управленческих решений информации. Однако это делает необходимым разработку новых подходов к построению аналитических компьютерных программ по финансовому анализу, поскольку практически все они до настоящего времени предусматривают ввод исходной информации - данных финансовой отчетности - на основе использования единых стандартных форм.
Пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются...
Пользователем бухгалтерской информации признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. Заинтересованными пользователями могут быть инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.
Пользователей бухгалтерской информации можно подразделить на две основные группы: внутренние и внешние.
Внутренние пользователи – лица, занятые в аппарате управления, собственники, менеджеры, которым необходима учетная информация для осуществления планирования, контроля и оценки деловых отношений.
Администрация пользуется учетной информацией на всех стадиях принятия управленческих решений: при планировании, контроле и оценке эффективности самой функции управления. Все действия администрации направлены на обеспечение финансовой устойчивости фирмы.
Персонал фирмы нуждается в учетной информации о финансовой устойчивости предприятия, прежде всего в части полноты и своевременности выплаты заработной платы, социальных пособий, перспективы дальнейшей занятости на производстве.
Внешние пользователи – сторонние потребители информации с прямыми или косвенными финансовыми интересами. Внешних пользователей можно разделить на три большие группы:
· Пользователи, имеющие прямой финансовый интерес к данному предприятию. К ним относятся: заимодавцы, кредиторы, поставщики и покупатели, будущие акционеры, которых интересуют вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты, возмещение договорной цены товара, получение дивидендов, получение денежных средств от продажи ими продукции (выполнения работ, оказания услуг);
· Пользователи, не имеющие прямого финансового интереса : налоговые органы, профессиональные участники фондового рынка (дилеры, брокеры), органы управления экономикой (Министерство финансов, Министерство экономики и др.).
Трансформация экономики и образование рыночных предприятий расширяет границы информационного обеспечения. Информация бухгалтерского учета формируется для использования на различных уровнях. Она необходима для оценки деятельности предприятия, прогнозирования его дальнейшего развития, заключения сделок с контрагентами, оценки платежеспособности и финансовой состоятельности клиентов и возможных рисков предпринимательства. В условиях рынка информация бухгалтерского учета в форме отчетности предприятия приобретает особое значение, становится способом установления деловых связей, продвижения предприятия на фондовые рынки.
Исследователями выделяется две основных группы пользователей бухгалтерской информации: внешние и внутренние.
Внутренние пользователи находятся непосредственно на предприятии, такие, как администрация, служащие, производственный персонал. Они имеют свободный доступ ко всей необходимой и полезной для управления информации (данные управленческого и финансового учета) и несут ответственность за принимаемые управленческие решения. К внутренним пользователям финансовой отчетности также относятся владельцы организаций (полные товарищи, коммандитисты, акционеры, пайщики и т. п.). Собственникам учетная информация необходима для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов.
Внешние пользователи функционируют вне предприятия. Профессор М.И.Кутер разбивает их на следующие подгруппы: пользователи с прямым финансовым интересом, с косвенным финансовым интересом, без финансового интереса.
Пользователи с прямым финансовым интересом - настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы, а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают варианты предоставления займов, определяют вероятность и сроки их возврата. Предмет анализа этой группы - финансовое положение фирмы, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.
Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены налоговыми и финансовыми органами, обслуживающими банками, правительственными учреждениями, страховыми компаниями, профсоюзами и т.д. Финансовым органам и правительственным учреждениям учетная информация необходима для того, чтобы контролировать поступление средств в федеральный и местные бюджеты, корректировать финансовую политику через систему налогообложения. Налоговые службы на основании отчетной информации следят за правильностью поступления налогов. Банковские учреждения и страховые компании на основе финансовой информации оценивают возможность заключения договоров с организациями по расчетным операциям и страхованию. Профсоюзы заинтересованы в получении информации об экономической жизнеспособности организации в плане занятости и оплаты труда. К этой группе можно отнести также заказчиков, которые имеют интерес к информации о перспективах функционирования предприятия.
Третья группа пользователей (без финансового интереса) включает органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы. Пользователей этой группы отчетная информация интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получения статистической информации (органы госстатистики) для проведения экономического анализа на макроуровне
Внешние пользователи бухгалтерской информации имеют деловые отношения не с одной, а с несколькими организациями. При этом они принимают решения о взаимодействии с ними на основе сопоставления данных по таким организациям. Для того чтобы отчетная информация была сопоставима, она должна быть составлена по единым правилам и нормам. Только в этом случае потенциальный инвестор может оценить интересующие его параметры (прибыльность, коммерческий риск и др.) независимо от специфики конкретной организации. Именно это обстоятельство диктует необходимость единообразия бухгалтерской информации, т. е. ее стандартизации. Вместе с тем для выработки стандартов бухгалтерской информации необходимо наличие общего представления о них. Поэтому прежде чем разрабатывать стандарты, необходимо определить их принципиальные концепции, которые формируют логическую базу, положенную в основу стандартов. Основной концепцией для стандартов бухгалтерской информации являются интересы внешних пользователей. При этом такая концептуальная основа характерна не только для бухгалтерской информации в Российской Федерации, но и в международной практике. Это объясняется тем, что основные цели коммерческих организаций в условиях рынка одинаковы. Соответственно формирование бухгалтерской информации на такой основе требует выделения основополагающих принципов.
Информация, формируемая в бухгалтерском учете, представляет интерес для широкого круга пользователей. Заинтересованными его пользователями считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать данные, а также имеющие желание изучать их.
Пользователи бухгалтерской информации – это юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом и имущественном состоянии организации.
Основных пользователей информации бухгалтерского учета можно разделить на две группы:
внутренние пользователи: руководители организации, структурные подразделения и отделы, собственники, работники предприятия;
внешние пользователи: инвесторы, кредиторы, заказчики, органы власти и т.д.
В составе внешних пользователей выделяют:
Пользователей, имеющих прямой финансовый интерес: инвесторы, кредиторы, кредитующие банки, страховые компании, поставщики, покупатели, акционеры;
Пользователей, с косвенным финансовым интересом: налоговые и финансовые органы, обслуживающие банки, страховые компании;
Пользователи без финансового интереса (органы статистики, аудиторские фирмы и т.д.
Основываясь на информационных потребностях пользователей бухгалтерской информации, в странах с рыночной экономикой различают финансовый и управленческий учет.
Финансовый учет ориентирован в основном на внешних пользователей. В его системе формируется информация, необходимая инвесторам, поставщикам, кредиторам, покупателям, государственным органам. Такая информация предоставляется пользователям в виде финансовых отчетов: бухгалтерского баланса (форма №1), характеризующего финансовое положение организации, отчета о прибылях и убытках (форма №2), отражающие финансовые результаты деятельности организации, отчета о движении денежных средств (форма №4) и других. Финансовые отчеты различных организаций должны быть сопоставимы, поэтому разрабатываются и применяются единообразные правила учета в масштабах страны (национальные стандарты бухгалтерского учета) и в масштабах мирового сообщества (международные стандарты финансовой отчетности).
Целями эффективного управления организацией служит управленческий учет, в котором формируются, анализируются и прогнозируются показатели, характеризующие различные аспекты деятельности организации и ее подразделений. Так как информация, формируемая в управленческом учете, используется лишь менеджерами предприятиями, то правила, процедуры и порядок постановки управленческого учета на предприятии регламентируется только внутренними документами.
5. Основные стадии учетного процесса и измерители, применяемые в учете
Выделяют следующие стадии учетного процесса:
Первичное наблюдение (вначале собирается информация об объекте учета, например, прибыл груз);
Стоимостное измерение (объекты бухгалтерского наблюдения отражаются в стоимостном выражении, например, материальные ценности, полученные от других организаций, отражаются в учете по стоимости приобретения, изготавливаемая продукция – по себестоимости);
Текущая группировка (объекты учета группируются на счетах бухгалтерского учета для обобщения информации о них);
Итоговое обобщение (информация об отдельных объектах обобщается в отчетности, в частности, в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках и др.).
Натуральные измерители дают количественную характеристику учтенного объекта в натурально-естественном виде: в штуках (единицах), в весовых единицах (граммах, килограммах, центнерах, тоннах и т.п.), мерах длины и площади (сантиметрах, метрах, квадратных метрах, километрах и т.п.), объема (кубометрах, литрах и т.п.), в астрономическом времени (днях, часах, минутах и т.д.).
Трудовые измерители позволяют выразить количество затраченного труда и измерить его рабочим временем (человеко-часы, человеко-дни и т.п.). Например, производительность труда, выраженная выработкой продукции в один человеко-час, человеко-день или человеко-год (среднегодовая выработка рабочего). Этот измеритель используют для учета отработанного времени, времени болезни, а также для обобщения объема выполненных разных работ, чего нельзя сделать с помощью натуральных измерителей.
Денежный измеритель дает возможность определить величину стоимости в учтенных объектах с помощью стоимостных показателей себестоимости, цены, прибыли и т.п., выражающих индивидуальные и общественно необходимые затраты абстрактного труда, его количество и качество.
Для этого используются деньги как эквивалент стоимости (например, денежная единица России – рубль, денежные единицы других стран: доллар США, евро и т.д.). Этот измеритель является более универсальным для обобщения объема произведенной разного ассортимента продукции (разных работ и услуг).
Пользователей бухгалтерской информации можно разделить натри группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом.
Администрацию организации представляют Совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.
Представители администрации - одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых представителем, и уровня должности, занимаемой им. Собственников, совладельцев и первых руководителей предприятия, например, больше всего интересует прибыльность и ликвидность предприятия (соотношение платежных средств и обязательств); для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.
Сторонние пользователи бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом - сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и на основе ее данных делают выводы о финансовых перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации.
Сторонние пользователи бухгалтерской информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом - налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Государственный фонд занятости РФ, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).
Налоговые органы и казначейство в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией предприятия, необходимой для проверки правильности уплаты (федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость (НДС) и на заработную плату, акцизов. Вся учетная информация представляется ревизорам КРУ Минфина РФ и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.
Представителям Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Государственного фонда занятости представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.
Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.
Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.
Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния предприятия). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.