На кого и как повлияет увеличение мрот до прожиточного минимума. Как закон о повышении мрот до прожиточного минимума проходил первое чтение Когда увеличат мрот до прожиточного минимума

Повышение МРОТ до прожиточного минимума поможет России перейти к инновационной экономике и повысить общий уровень оплаты труда, считают эксперты. Но в какие сроки удастся уравнять эти показатели, не знают ни эксперты, ни чиновники

Глава правительства Дмитрий Медведев 2 мая руководителям министерств труда, финансов и экономического развития подготовить проект федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) до прожиточного минимума и внести его в правительство. О планах по повышению МРОТ Медведев уже говорил в апрельском отчете о работе правительства в Госдуме. Тогда глава правительства напомнил, что с 1 июля этот показатель поднимается до 7800 руб., но это все еще на 27% ниже текущего прожиточного минимума. Повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума премьер назвал задачей ближайших нескольких лет.

Что мешало это сделать в последние 15 лет?

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории страны и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Эта норма действует с 1 февраля 2002 года, но российские власти уже 15 лет не могут выравнять эти две величины.

Складывается парадоксальная ситуация, когда люди могут зарабатывать меньше, чем необходимо для существования — для покупки еды и одежды, указывает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. По сути, поясняет он, поручение премьера — это просто запоздалое приведение закона в действие.

Причина 15-летнего разрыва между уровнями МРОТ и прожиточного минимума кроется в противостоянии социального и финансово-экономического блоков, считает председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР). «Финансовый блок всегда заинтересован в том, чтобы сэкономить, урезать средства. <…> Действительно, на протяжении 15 лет закон нарушается, что плохо не только с юридической точки зрения, но и с морально-нравственной. Однако все решается политической волей. Как мы видели на примере единовременной выплаты пенсионерам, при жесткой воле президента деньги сразу находятся», — заявил он РБК. При этом неясно, откуда правительство предложит взять средства для уравнивания МРОТ и прожиточного минимума, отмечает Нилов. «Если эти деньги возьмут из сокращений других социальных обязательств, то пострадать может еще больше людей, чем сейчас. Если найдутся другие резервы, это хорошо, но надо посмотреть, чем все закончится. В данной ситуации нужны дополнительные источники финансирования», — признает депутат.


Общий знаменатель: МРОТ сравняют с прожиточным минимумом

(Видео: РБК)

Когда это может произойти?

Неясны также сроки, в которые необходимо привести размер МРОТ и прожиточного минимума к единому показателю. В поручении премьера указан только срок подготовки проекта — 20 мая, но вице-премьер Ольга Голодец 2 мая признала, что единой позиции в этом вопросе нет. «Есть представители работников и есть представители работодателей, которые участвуют в этой дискуссии, их позиции не совпадают. У нас короткий промежуток времени, чтобы их позиции все-таки привести к единому знаменателю», — заявила она.

В трех ведомствах, ответственных за выполнение поручения премьера, не смогли ответить на вопрос о сроках начала работы закона. В Минэкономразвития все вопросы, связанные с разработкой законопроекта, перенаправили в Минтруд. В Министерстве труда РБК сказали, что пока не готовы озвучить свою позицию. Минфин не ответил на запрос РБК.

Глава Минтруда Максим Топилин в ранее рассказывал, что его ведомство предлагало договориться на федеральном уровне со всеми партнерами о понятной линейке уравнивания МРОТ и прожиточного минимума. «Допустим, с 1 июля 2018 года соотношение должно быть 80%, с 1 июля 2019-го — 90%, с 1 июля 2020 года — 100%», — рассказывал он. По словам Топилина, эта тема обсуждалась с Минэкономразвития и Минфином, фундаментальных разногласий с федеральными ведомствами нет. «Разве что Минфин может сказать: мол, давайте чуть-чуть сдвинем график уравнивания. И работодатели могут попросить провести уравнивание, к примеру, не к 2021 году, а к 2022-му», — говорил Топилин. Сейчас, по данным Минтруда, размер МРОТ составляет 70% от прожиточного минимума.


Максим Топилин (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Кто выигрывает от уравнивания МРОТ и прожиточного минимума?

От повышения МРОТ до прожиточного минимума выиграют и бюджет, и экономика, и работники, говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Если следовать экономической логике, объясняет он, то человек с зарплатой ниже прожиточного минимума не может быть финансово самостоятельным: у него не хватит денег на еду или одежду. Поэтому государство выделяет дотации на таких работников, а это — дополнительные расходы бюджета. «Повышение минимальной зарплаты — это повышение уровня экономической самостоятельности граждан. Второе — сокращение расходов государства на социальные программы за счет сокращения числа лиц, которые ранее могли претендовать на эту помощь, получая зарплату ниже прожиточного минимума. Третий момент — легализация расходов компаний на заработную плату. Четвертое — повышение доходов внебюджетных фондов, ведь их доходы зависят не только от тарифов [страховых взносов], но и от размера фонда оплаты труда», — перечисляет Сафонов. Если легализовать эти отношения, то вырастет и доходная база бюджета в части налога на доходы физических лиц.

От повышения минимальной зарплаты выиграют все, согласен Щербаков из РАНХиГС: при благоприятном ходе событий это будет означать номинальное, пусть и небольшое, но повышение оплаты труда вообще, ведь опосредованно от уровня минимальной зарплаты зависит и уровень средней зарплаты, и многие пособия.

В России низкий уровень производительности труда, который компенсируется низкой заработной платой. Но стимулировать экономику за счет поддержки неэффективных рабочих мест — макроэкономический риск, указывает Сафонов, а российский рынок труда уже переживал без особых проблем резкое повышение МРОТ. «Была история 2005 года: тогда МРОТ за три года подняли более чем в три раза — с 800 до 2500 руб. За это время безработица не возросла, а, наоборот, снижалась», — говорит Сафонов.

Почему еще МРОТ важен для граждан?

Зарплата в России не должна быть ниже уровня МРОТ, сейчас это 7500 руб. в месяц, с 1 июля — 7800 руб. Эта сумма может включать в себя оклад, премии и компенсации. Из этой суммы работодатель удерживает налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13%, так что фактически работнику может выплачиваться и меньшая сумма. Меньше МРОТ работник может получать, если работает по совместительству или неполный рабочий день.

Также МРОТ в некоторых случаях применяется для расчета размера пособий по временной нетрудоспособности и беременности, например для тех работников, чей стаж не превышает полугода или средний заработок за предыдущие два года ниже МРОТ.

Повышение МРОТ может привести к увеличению нагрузки на индивидуальных предпринимателей. Сейчас от размера минимальной зарплаты зависит взнос ИП на пенсионное и медицинское страхование: он прямо пропорционален величине МРОТ. Минэкономразвития в апреле от привязки взносов ИП к минимальной зарплате и рассчитывать их исходя из фиксированной суммы, ежегодно индексируемой с учетом инфляции. По мнению ведомства, устранение МРОТ из формулы расчета взносов сделает нагрузку на них более предсказуемой и позволит избежать резких ее скачков.

Фактического повышения МРОТ может и не произойти, оно будет номинальным, допускает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов. «Эта мера давно была необходима, она правильная. Но приведет ли это к реальному повышению оплаты труда в России? МРОТ, может, и повысят, но большинство людей переведут на половину ставки. Это известный трюк. Соответственно, зарплата у людей останется прежняя», — считает эксперт (цитата по «Прайм»).

Повышение МРОТ и доведение его до уровня прожиточного минимума будет способствовать переходу к высокотехнологичной экономике и росту оплаты труда, считает Сафонов. «Дешевая рабочая сила — это наш бич, как и нефтяная зависимость. В России мы традиционно являемся заложниками ситуации, у нас компенсируется низкая эффективность рабочей силы низкой заработной платой», — считает он. Нельзя перейти к инновационной экономике, используя дешевую рабочую силу и неквалифицированные кадры, уверен эксперт. А повышение оплаты труда повысит расходы на труд, работодатель будет стремиться повышать его производительность, а значит, и искать более высокооплачиваемых и квалифицированных работников.

Какие есть лазейки для занижения прожиточного минимума?

Российская методика расчета прожиточного минимума отличается от мировых, рассказывает Сафонов: в европейских странах бедными считаются те семьи, у которых на еду уходит более 50% совокупных расходов. «Наш прожиточный минимум рассчитывается нормативно-статистическим методом, то есть строится матрица потребления калорий человеком разного пола и возраста, потом она разбивается на жиры, белки и углеводы, на микроэлементы, которые человек должен получать для выживания. Потом ищутся группы товаров, которые отвечают этой задаче — набрать необходимые калории и необходимое количество микроэлементов», — объясняет он.


Фото: Сергей Николаев / Интерпресс / ТАСС

Методика расчета прожиточного минимума разрабатывалась еще в СССР, поясняет Сафонов. Тогда исходили не только из возможностей бюджета, но и экономики — сможет ли страна произвести столько товаров, сколько ей надо потребить. «Понимали, что мяса для здорового питания должно быть больше. Но экономика такого количества мяса не давала, поэтому в максимальной степени там был хлеб, картошка, крупы — все, что дешево, относительно других товаров», — рассказывает эксперт.

Состав продовольственной корзины можно удешевить за счет включения иной группы товаров, более дешевой, поясняет он: например, если уменьшить годовое потребление мяса и увеличить — капусты, то прожиточный минимум снизится. Этим, например, можно объяснить в четвертом квартале 2016 года: апрельским распоряжением правительства он был установлен в размере 10 466 руб. для трудоспособного населения — на 2% меньше, чем в предыдущем квартале.

Должен быть ли прожиточный минимум одинаковым везде?

Прожиточный минимум в России довольно скромный, указывает директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков, и повышать МРОТ необходимо не только постепенно, но и с учетом региональной специфики. «Прожиточный уровень везде разный, ​и сильно разный, и скорее здесь вопрос в том, как правильно сделать, чтобы не случилось излишних затрат бюджета, с одной стороны, с другой — чтобы эта мера не надавила на бизнес. Бизнес должен иметь возможность адаптироваться к изменениям», — размышляет Калмыков.

Глава Минтруда Максим Топилин ранее рассказывал РБК, что его ведомство подготовило предложения по регионализации МРОТ. «Устанавливать МРОТ, равный федеральному прожиточному минимуму, нерационально, потому что прожиточный минимум в каждом регионе свой. В Ингушетии или Брянской области он составляет 8-9 тыс. руб. в месяц, а на Чукотке — 18 тыс.», — объяснял позицию ведомства Топилин. По мнению Минтруда, МРОТ на уровне прожиточного минимума в среднем по стране приведет к тому, что в ряде регионов стоимость рабочей силы будет переоценена. «МРОТ мы должны сделать де-факто региональным, он должен быть равен прожиточному минимуму в каждом конкретном регионе», — говорил Топилин.

В правительстве отказались от идеи регионализации МРОТ, заявила 2 мая вице-премьер Ольга Голодец. В законопроекте, который разработают в кабмине, речь будет идти о федеральном МРОТ и федеральном прожиточном минимуме. «Мы говорим только о МРОТе в терминах сегодняшнего законодательства. то есть это единый федеральный прожиточный минимум», — сказала Голодец (цитата по

Президент страны подписал закон о повышении с 1 мая минимального размера оплаты труда (МРОТ) до уровня прожиточного минимума, документ в "Российской газете".

Закон касается четырех миллионов человек, получающих зарплату на уровне минимальной. Она повышается на 17,6 процента - с 9489 до 11 163 рублей (в северных регионах, где есть специальные надбавки, этот минимум будет еще больше). Именно на таком уровне установлен прожиточный минимум (ПМ) трудоспособного россиянина за второй квартал прошлого года. Вслед за этим показателем МРОТ будет ежегодно расти. Но если ПМ будет уменьшаться, "минималка" вслед за ним не снизится.

Ее рост также приведет к повышению пособия по беременности и родам неработающих женщин, оно прямо от нее зависит.

"Повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума - очень важная задача, которая перед нами стояла с 2001 года, когда был принят Трудовой кодекс. Там была предусмотрена норма, что в перспективе мы должны прийти к уравниванию этих двух показателей", - сказал глава минтруда Максим Топилин.

Однако за почти двадцать лет это так и не было сделано. Почему? Одна из причин - представители профсоюзов, работодателей и правительства не могли договориться о темпах и условиях повышения. Гордиев узел разрубил президент, ставший автором закона по повышению минимальной зарплаты.

По словам Максима Топилина, регионам будет выделено 20 миллиардов рублей дополнительной помощи. А всего, по ранее проведенным расчетам, "стоимость" этого закона составляет для региональных бюджетов около 32 миллиардов рублей.

Стоит оговориться, что если МРОТ повышен до 11 163 рублей, то "на руки" россияне, работающие за такую зарплату, будут получать 9712 рублей, поскольку с нее по-прежнему будет браться подоходный налог - 13 процентов.

Как пояснил "Российской газете" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, повышение МРОТ коснется почти четырех миллионов россиян, получающих минимальную зарплату. Примерно половина из них трудятся в бюджетной сфере - преимущественно в системе дошкольного образования, культуры. МРОТ является базовой ставкой для оплаты труда других категорий работников, не только бюджетников. И когда он повышается, работодатели во всех секторах экономики для поддержания сложившейся дифференциации в заработных платах между низкооплачиваемыми, среднеоплачиваемыми и высокооплачиваемыми работниками начинают перераспределять фонд оплаты труда, если он не растет.

Помимо этого, когда МРОТ был ниже прожиточного минимума, у работодателей не было мотивации повышать производительность труда, вкладывать деньги в основные фонды, так как дешевый труд не стимулирует внедрять современные технологии.

Другие эффекты от привязки МРОТ к прожиточному минимуму: дополнительный рост потребительского спроса до 100 миллиардов рублей в год (а это один из драйверов экономики), рост поступлений во внебюджетные фонды и бюджеты муниципалитетов.

Президент России Владимир Путин обсудил с членами правительства экономическую ситуацию в стране. В ходе совещания глава государства заявил о необходимости постепенно уравнять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с прожиточным минимумом. По мнению Владимира Путина, с 1 января 2018 года МРОТ должен составлять 85% от прожиточного минимума, а не позднее 1 января 2019 года - стать равным ему.

На сегодняшний день размер МРОТа составляет 7,8 тыс. рублей, а утвержденный кабинетом министров прожиточный минимум для трудоспособного населения - 10 701 рубль.

В ходе совещания Владимир Путин напомнил, что ранее уже обсуждал тему повышения минимального размера оплаты труда с председателем правительства Дмитрием Медведевым.

Нам нужно решить принципиальную задачу и преодолеть ситуацию, когда минимально возможная заработная плата не покрывает даже базовые расходы граждан, - заявил президент. - Я понимаю всю внутреннюю дискуссию, которая идет в правительстве, понимаю коллег, которые защищают различные точки зрения, потому что такие шаги ведут к серьезным дополнительным расходам государства, собственно говоря, и бизнеса.

Министр социального развития Максим Топилин заявил, что повысить МРОТ, возможно, удастся уже в этом году - в рамках формирования нового бюджета. Президент призвал ориентироваться на возможности бюджета, и внести изменения в законодательство как можно быстрее.

Предлагаю как минимум с 1 января 2018 года повысить МРОТ с нынешних 71–72% от прожиточного минимума трудоспособного населения до 85%. И не позднее - а если правительство посчитает возможным, и раньше, но не позднее 1 января 2019 года - приравнять МРОТ и прожиточный минимум, - предложил глава государства, попросив правительство внести соответствующие предложения в Госдуму вместе с проектом федерального бюджета на ближайшие три года.

Докладывая об экономической ситуации в стране, министр экономического развития Максим Орешкин заметил, что ранее и эксперты, и специалисты его ведомства давали довольно пессимистичные прогнозы. Однако сейчас можно сказать, что они не оправдались.

Во II квартале этого года экономический рост ускорился до уровня в 2,5%, а уровень инфляции по состоянию на начало прошлой недели составил 3,2%. Что в значительной мере превзошло даже наши ожидания - это рост инвестиционной активности. Данные показывают, что по итогам второго квартала рост составил 6,3%. Это очень позитивная новость, потому что реализованные инвестиционные проекты сегодня - это более активный рост экономики завтра, - сообщил министр.

Глава Минэкономразвития подчеркнул, что рост доходов не связан с конъюнктурой цен на нефть, а достигнут за счет увеличения производительности труда. Президент на это заметил, что реальные доходы граждан восстанавливаются достаточно медленно, низкими темпами растет и потребительский спрос.

Вы сказали о восстановлении потребительского спроса. Между тем за последнее время рост розничной торговли составил всего 0,7%, это вы наверняка тоже должны знать, - обратился президент к министру. - С учетом курсовой разницы растет и импорт. Это уже ощущают производители отечественной продукции, это уже видно на полках, это уже видно по тому, как ведут себя торговые сети. Что вы считаете целесообразным сделать? Что бы вы рекомендовали как ведущее экономическое ведомство всему правительству, всему экономическому блоку? - поинтересовался президент.

Максим Орешкин ответил, что, по его мнению, правительство движется в правильном направлении, реализуя комплекс мер, направленных на поддержку инвестиционной активности и обновление производств. Главной задачей министр считает обеспечение конкурентоспособности российских предприятий за счет внедрения новейших технологий.

Задача, конечно же, сохранить конкурентоспособность российских производств, но делать это, считаю, нужно не за счет снижения реальных доходов населения, а в первую очередь за счет инвестиций в новое оборудование, внедрения новых технологий, цифровизации производств, внедрения новых управленческих технологий. Те меры, о которых я говорил, на это нацелены: и снижение административного давления здесь очень важно, и, конечно, предсказуемость в тарифной ситуации тоже является важным элементом, - сказал он.

Владимир Путин отметил, что российская экономика вышла из кризиса и набирает обороты, и в этих условиях нужно сделать всё, чтобы эту динамику сохранить.

Минимальный размер оплаты труда – иначе МРОТ или “минималка” и прожиточный минимум – это важные социальные показатели, связанные между собой. На них опирается вся экономика страны, планируется федеральный и региональные бюджеты. Однако данные понятия по своему назначению различны между собой. МРОТ и прожиточный минимум: в чем разница между ними? Об этом – в нашем обзоре.

«Минималка»

МРОТ – это низший предел оплаты труда сотрудника, в том числе без квалификации. Его определяет законодательство РФ. Работодатель не вправе устанавливать заработную плату меньше этой суммы, если сотрудник отработал полный месяц (полное время).

Сумма минимальной оплаты труда может складываться:

  • из оклада по должности;
  • доплаты;
  • премий;
  • компенсаций.

«Минималка» в действии

Минимальную оплату труда применяют:

  • определения минимальной величины пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
  • регулирования оплаты труда.

Учтите, что с 01.01.2018 для определения размеров штрафов и прочих обязательных санкций МРОТ не применяют.

Виды МРОТ

Исходя из практики, можно выделить следующие виды “минималки”:

  1. Федерального уровня.

Её утверждает отдельный общероссийский закон. Он един для всех регионов страны. Сумму регулярно индексируют в большую сторону с учетом инфляции и с 01.01.2018 – с учётом уровня прожиточного минимума за II-й квартал предыдущего года.

2. Региональный.

Исходя из стоимости жизни и климатических особенностей, каждый регион вправе устанавливать свою величину минимального размера оплаты труда. При этом она не может быть ниже федерального и обязательна для всех работодателей. Исключение составляют те, кто получает финансирование из федерального бюджета.

3. Районный.

Применим для Крайнего Севера и территорий, приравненных к нему.

Многие регионы придерживаются федерального размера оплаты труда. Так, минимальный МРОТ в 2018 году для большинства регионов составил 9489 рублей в месяц.

Максимальная его величина на конец 2017 года – 18 742 рубля в Москве и 18 750 рублей в Магаданской области.

Цена жизни

Прожиточный минимум – это оценка стоимости условной корзины обычного потребителя. В неё входит минимальный набор:

  • продовольствие;
  • затраты на уплату обязательных налогов и сборов;
  • «коммуналка»;
  • непродовольственные товары;
  • услуги по сохранению здоровья и жизнедеятельности человека.

Состав потребительской корзины постоянно меняется. Ее пересматривают не реже одного раза в 5 лет для всех групп населения. Хотя на 2018 год она не изменилась.

Если же доходы граждан меньше прожиточного минимума, то таких считают малоимущими.

Роль прожиточного минимума

Основные его функции таковы:

  1. Помогает отразить статистику уровня жизни населения; опираясь на эти данные, чиновники разрабатывают и реализуют различные социальные программы.
  2. Помогает планировать общероссийский и региональные бюджеты.
  3. Обосновывает размеры федерального МРОТ, а также пособий, стипендий и других социальных выплат.
  4. Способствует оказанию социальной поддержки малоимущим лицам.

Прожиточный минимум отдельно устанавливают для:

  • трудоспособных граждан;
  • детей;
  • пенсионеров;
  • в среднем на душу населения.

Прожиточный минимум бывает федеральным и региональным. У каждого отдельного региона своя сумма. Данное различие можно объяснить:

  • особенностями природных и климатических условий;
  • национальными пристрастиями в отношении определенных продуктов питания, пользования различными сервисами, непродовольственными товарами, услугами и др.

Сближение показателей

Трудовым законодательством РФ определено, что минимальная оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума. Но по факту это не всегда было так.

ПРИМЕР

В 2015 году сумма федерального МРОТ равнялась 5965 рублям, а величина прожиточного минимума в среднем по стране – 10 404 рубля. Таким образом, различие между МРОТ и прожиточным минимумом в 2015 году составляло 57,3%.

Разумеется, выход из ситуации – в уравнении этих величин. Поэтому с 2019 года начнёт действовать принципиально иной механизм установления и повышения минимальной оплаты труда. МРОТ будет устанавливаться равным сумме прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за II квартал предыдущего года. То есть за основу для МРОТ в 2019 году чиновники возьмут прожиточный минимум во II-м квартале 2018 года. А потом отдельный федеральный закон утвердит обновлённый размер МРОТ.

При таком исходе минимальный МРОТ будет давать гражданам больше определенных социальных гарантий.

Подробнее об этом см. “

Минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года приравнен к прожиточному минимуму для трудоспособного населения на второй квартал прошлого года, и составляет теперь 11 163 рубля. Решение о поэтапном доведении «минималки» до «прожиточного» было принято в прошлом году.

С 1 января 2018 года МРОТ вырос до 9 489 рублей, что составило 80% от прожиточного минимума. Ста процентов он должен был достигнуть с 1 января следующего года, но президент решил, что тянуть с этим не стоит.

«У нас есть возможность с 1 мая текущего года уравнять МРОТ и прожиточный минимум, мы это сделаем», — заявил президент на встрече с рабочими Тверского вагоностроительного завода.

По словам министра труда и социальной защиты Максима Топилина, майское повышение МРОТ может коснуться порядка 3 млн россиян, из которых 1,6 млн занято в государственных и муниципальных учреждениях.

«Когда мы рассматривали повышение МРОТ с 1 мая, в пояснительной записке речь шла о 5 млн граждан, и абсолютное большинство этих граждан работают в бюджетной сфере», — рассказал глава комитета по труду, социальной защите и делам ветеранов Ярослав .

По словам депутата Госдумы Михаила Щапова, есть серьезные разногласия между регионами и Минфином по количеству бюджетников, которым нужно повышать МРОТ. «Регионы дают количество в среднем на 15-20% больше расчетов . Пока Минфин обещает синхронизировать списки», — привел данные собеседник «Газеты.Ru».

Ярослав Нилов скептически относится к прогнозам ЦБ, «тем более после заявлений о существовании «индекса оливье» и «индекса селедки под шубой».

«Во-первых, мы не знаем, какая к концу 2018 года будет обстановка в стране, в мире. Мы видим, как в течение месяца резко обваливается наша национальная валюта по отношению к доллару и евро, как лихорадит финансовые рынки. Что будет дальше в экономике? Как отразятся на ней и на покупательной способности населения внешние санкции? Никто точно не скажет», — высказал мнение глава комитета Госдумы по труду.

По словам Михаила Щапова, повышение МРОТ в регионах может оказаться значительно больше 2 тысяч рублей. У субъектов есть свои МРОТ и прожиточный минимум, которые, зачастую выше федеральных показателей.

«Конституционный суд совершенно справедливо обязал учитывать при повышении МРОТ районные надбавки. К примеру, в моей Иркутской области с учетом районных надбавок с мая минимальный размер оплаты труда должен равняться 17 860 рублям в южных территориях, а с учетом северных коэффициентов - 27907», — отметил депутат.

Уравнивать свои МРОТ и прожиточный или нет, регионы будут решать самостоятельно. В любом случае, с 1 мая размер зарплаты не может быть ниже 11 163 руб. Правда, в депутатских кругах называют «прожиточным мизером». По словам Нилова, семья не может прожить на эти деньги, да еще, если есть дети.

«Этого недостаточно. В России есть территории, где коммунальные платежи составляют 7-8 тысяч рублей. На оставшиеся 2-3 тысячи рублей прожить нельзя», — согласился Щапов.

Нилов обратил внимание, что суммы нового МРОТ удерживается подоходный налог 13%. Получается, что размер МРОТ до сих пор не сравнялся с прожиточным минимумом.

Еще во время обсуждения проекта закона о повышении МРОТ, сам же Топилин признавался, что такая проблема существует.

Ранее директор Института социального анализа и прогнозирования заметила, что на прожиточный минимум надо было накручивать НДФЛ.

«Или же второй вариант - вводить на минимальную заработную плату налоговую ставку ноль. Мне больше импонирует второй вариант, что доход в размере прожиточного минимума облагается налогом с нулевой ставкой», — сказала эксперт.

Нилов предлагает два решения. Первый вариант - при плоской шкале налогообложения повышать МРОТ до того уровня, когда он даже после вычета подоходного налога будет соответствовать реальному прожиточному минимуму, .который депутаты оценивают в 20 тысяч рублей. Впрочем, ранее премьер в ответ на это предложение сказал, что денег для этого в бюджете нет. Второй вариант - ввести прогрессивную шкалу НДФЛ, в рамках которой установить необлагаемый налогом минимум, например, в полтора МРОТ.

С повышением МРОТ, по словам депутата Щапова, появилась еще одна серьезная проблема. В некоторых случаях, зарплаты низкоквалифицированных специалистов фактически сравнялись с высококвалифицированными.

«Это серьезно демотивирует последних. Люди не понимают, почему они должны работать на более ответственных должностях, с большей нагрузкой и при этом получать зарплату на уровне технички, или уборщицы», — сказал собеседник «Газеты.Ru».

По его мнению, уже сейчас стоит вопрос о пропорциональном повышении зарплат всем бюджетникам. По самым скромным подсчетам на это понадобится примерно в 10 раз больше, чем было изначально заложено на повышение МРОТ - порядка 400-500 млрд рублей.

Для любых предложений по сайту: [email protected]