Круглый стол «Женщины в сложных профессиях» прошёл в штаб-квартире ПАО «Совкомфлот. История выпускницы Её сопровождают Данте, Гюго, Хемингуэй

22 октября 2015 года в штаб-квартире группы компаний Совкомфлот в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол «Женщины в сложных профессиях», посвященный работе женщин на флоте, а также в других отраслях, где традиционно преобладают мужчины. Круглый стол был организован совместно группой СКФ, ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург) и Федерацией Космонавтики России.

Участники круглого стола, в числе которых были женщины-офицеры флота, представители профессорско-преподавательского состава ГУМРФ им. адмирала Макарова, эксперты-психологи, капитаны судов группы СКФ, а также курсантки судоводительского факультета университета, проанализировали, что именно побуждает женщин к выбору нелёгких профессий и насколько трудно полноценно работать в отрасли и продвигаться по службе.

Ключевыми спикерами мероприятия стали две участницы: лётчик-космонавт отряда ФГБУ НИИ «Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» Елена Серова и третий помощник капитана газовоза «Псков» группы компаний Совкомфлот Ляна Митрофанова.

В ходе беседы женщины делились своим опытом того, как попали в профессию. Говоря о мотивации в карьере, Елена Серова рассказала, что её интерес к космосу возник в раннем детстве благодаря учительнице начальной школы, которая много рассказывала детям о космосе. Для Ляны Митрофановой, наоборот, выбор профессии стал скорее неожиданностью. «Никогда не планировала пойти в морскую профессию и ни разу в жизни не видела моря. Я просто хотела быть самостоятельной и не зависеть от родителей». Однако встреча с морем повлияла на выбор жизненного пути. По её словам, море даёт возможность полностью концентрироваться на работе, не отвлекаясь на другие вопросы. «В работе на судне несомненно присутствуют элементы романтики: оно влечёт своей мощью и непредсказуемостью, дает возможность насладиться красотой природной стихии, увидев её в совершенно разных проявлениях, а также посмотреть на мир, работая на борту суперсовременного судна. Одновременно длительные периоды отпусков дают возможность посвятить время семье и близким».

По словам Елены Серовой, необходимо четко понимать, что в любой профессии нужно соответствовать предъявляемым требованиям. «Не каждый мужчина может стать космонавтом или моряком, однако наши с Ляной примеры доказывают, что женщины могут сделать карьеру в космосе или на море, если они соответствуют необходимым требованиям, и они должны иметь смелость добиваться своих целей».

Говоря о трудностях, испытываемых в работе, Ляна Митрофанова отметила, что поначалу пришлось нелегко добиться признания в мужском коллективе, доказывать коллегам, что она, женщина, достойна стоять на капитанском мостике. Елена Серова указала на необходимую физическую подготовку. «Важно не только получить необходимое образование, но также и быть физически готовым для полётов - это очень жесткие правила, из-за которых большинство как мужчин, так и женщин не берут в космонавты».

Если говорить о задачах, которые женщинам даются проще, чем мужчинам, то и космонавт и судоводитель согласились с тем, что речь не должна идти о гендерной конкуренции в ущерб работе. Наилучших результатов добиваются при взаимном сотрудничестве и кросс-гендерном взаимодействии.

По итогам круглого стола участниками были сделаны следующие выводы:

Эффективность работы в сложных профессиях прежде всего зависит от наличия необходимых навыков, знаний и ответственности специалиста, в меньшей степени эффективным является пополнение гендерных квот в ущерб уровню подготовки того или иного специалиста.

Женщины, добившиеся признания в сложных профессиях, должны показывать положительный пример для общества и побуждать молодых коллег расширять горизонты и не бояться идти в несвойственные им ранее сферы деятельности.

Миф о невозможности работы женщин в космосе и в море должен быть развенчан, и лучшее тому подтверждение - примеры биографий женщин-судоводителей и космонавтов.

Работодатели должны обладать определенным мужеством и видеть в женщинах в первую очередь профессионалов, а уже затем представительниц женского пола. Это ключевой фактор для искоренения гендерных стереотипов.

По окончании круглого стола Елена Серова подарила экипажам судов группы компаний Совкомфлот фотографии, сделанные ею во время пребывания в космосе. Один из фотопейзажей был торжественно вручен Ляне Митрофановой и отправится в следующий рейс на газовоз «Псков».

Генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк сказал: «Этот круглый стол стал для нас прекрасной возможностью обменяться опытом с нашими коллегами, еще раз напомнить о значимости морской профессии и профессии космонавта, в том числе для женщин. Нашим основным преимуществом был и остаётся человеческий капитал, и также как и Федерация Космонавтики, группа компаний Совкомфлот заинтересована в трудоустройстве и дальнейшем профессиональном развитии специалистов с высокой квалификацией и большим потенциалом развития. Мы готовы прилагать усилия к тому, чтобы трудоустройство женщин на суда поощрялось, поскольку это является неотъемлемой частью нашей корпоративной социальной ответственности.

Результаты прошедшего круглого стола свидетельствуют о необходимости повышения качества информирования юношей и девушек о карьерных возможностях для работы в море, особенно в условиях, когда знаний об этой профессии явно недостаточно. Искренне благодарю всех участников круглого стола за вклад в дискуссию, и в особенности Елену Серову и Ляну Митрофанову, добившихся высокого признания профессионалов, за тот прекрасный пример, который они подают молодежи».

Пресс-служба ПАО «Совкомфлот»

Группа компаний Совкомфлот (Группа СКФ) – крупнейшая судоходная компания России, одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке углеводородов, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот, специализирующийся на транспортировке углеводородов из районов со сложной ледовой обстановкой, включает 144 судна общим дедвейтом около 12,5 млн. тонн. Треть судов обладает высоким ледовым классом. Совкомфлот участвует в обслуживании крупных энергетических проектов в России и мире: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новопортовское», «Ямал СПГ», Tangguh, Peregrino. Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге, представительства СКФ расположены в Москве, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Лондоне, Лимасоле, Мадриде, Сингапуре и Дубае.

ПРИЗВАНИЕ

Как девушке стать 4-м помощником капитана.

Первый рейс на газовозе «Псков» компании «Совкомфлот» для 24-летней Ляны Митрофановой в качестве четвертого помощника капитана завершился успешно. Она не только справилась со своими профессиональными обязанностями, но и убедилась в главном: выбор жизненного пути сделан правильно. Ляне, выпускнице «Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова», можно сказать, повезло: она получила работу по специальности сразу по окончании учебы в крупнейшей судоходной компании страны и после первого контракта не разочаровалась в море.

Ляна Митрофанова бороздила моря наравне с опытными моряками в компании СКФ еще на практике. Для получения рабочего диплома она набирала плавательный ценз на судах «Невский проспект» и «Московский проспект». Но работа на новом, оборудованном по последнему слову техники газовозе, ознаменовала качественный рост в карьере девушки.

ШУТКА-ЭКСПЕРИМЕНТ

Ляна говорит, что выбрала этот путь случайно, все началось с шутки, когда фотографируясь в ателье родного Пскова, она узнала от фотографа, что его сын учится в Петербурге в академии имени Макарова на судоводительском факультете. И решилась на эксперимент: поступлю или нет. Когда пришло время выбирать между Финэком («Санкт-Петербургский государственный экономический университет») и Макаровкой (она поступала в несколько вузов), девушка остановилась на последнем.

Ляна рассказывает:

Сначала это был некий бунт, мои родители хотели сделать из меня министра экономики и финансов Российской Федерации. А мне профессия экономиста была не по душе. Мое желание поступать в Макаровку не было воспринято всерьез, я была домашней девочкой, и тут профессия моряка!

Родители думали, что я пойду на факультет «Международный транспортный менеджмент» (МТМ), но в тот год девушек впервые набирали на судоводительский факультет, на бюджет, на очное отделение. Я подумала: «Дай-ка, попробую». Это был своеобразный вызов. Вместе со мной поступили еще три девушки, а вообще на нашем потоке были и девушки-судомеханики. Одна из них ходит в моря на судах компании «Stena Line».

На посвящении папа сказал: «Ну, хватит, поехали домой, доченька!» Я отказалась. Вот так каждый год, изо дня в день я боролась с собой, с мнением родителей, с обстоятельствами. И вот я четвертый помощник.

В семье я единственный ребенок, от этого ответственность перед родителями становится ещё более ощутимой.

Мои родители к морю никакого отношения не имеют. Папа - летчик, мама - учительница. Я родилась и выросла в Забайкалье, для меня море было тайной. О нем я знала только из фильмов и книг. Первая моя встреча с морем произошла во время прохождения плавательной практики и вызвала неописуемый восторг. Мое первое море было серого цвета. Бесконечность серого цвета.

ПРАКТИКА

Свою первую практику мы проходили на паруснике «Мир», но это совершенно не имеет отношения к настоящей работе в море. Это скорее романтика, авантюра, это «игра в работу» на море. Человек не понимает, как все серьезно на самом деле, к тому же рядом друзья, однокурсники. Первая рабочая практика показывает лишь маленькую толику того, с чем ты столкнешься в будущем, если, конечно, ты не откажешься от этого прямо сейчас.

На практике я познакомилась с другими девушками-иностранками, которые сейчас работают штурманами. Например, в компании «Stena» иностранные девушки-штурмана шли по целевой программе. За границей трудоустройство женщин уже давно нормальная практика.

ТРУДНОСТИ

Когда я устраивалась на свою первую рабочую плавательную практику, совершенно случайно в компании «Совкомфлот» мне предложили экспериментальный вариант - пройти практику на их судне. Я, конечно же, согласилась, это и стало определяющим моментом в моем трудоустройстве.

Мне очень повезло с самого начала, когда наш капитан-наставник Николай Георгиевич Заяц, который занимается непосредственно трудоустройством курсантов, устроил меня на судно на практику и в дальнейшем следил за моей судьбой.

Очень важна была помощь Алексея Анатольевича Киржеманова, который взял меня на практику на танкер «Невский проспект» компании СКФ. В компании он стал первым капитаном, под началом которого я работала.

На газовоз «Псков» я устроилась по рекомендациям после успешного прохождения практики. Я работала под началом Игоря Леонидовича Панасенко. Конечно, не все получалось с первого раза, но со мной были опытные штурмана, потрясающий капитан. Они очень помогали, наставляли и поддерживали. Это был мой первый контракт в должности, который успешно завершился.

ОБЯЗАННОСТИ

Обязанности распределены таким образом: один помощник отвечает за навигационные карты и оборудование, другой за безопасность, третий помощник отвечает за документы членов экипажа, старший помощник отвечает за грузовые операции. Капитан отвечает за всё, что происходит на пароходе. Ему сложнее всего. Я, как пока ещё младший офицер, помогала всем понемногу.

4-й помощник, как любой другой помощник, несет навигационную вахту - сначала под чутким руководством старшего помощника, затем уже самостоятельно. На мне также лежала обязанность по заполнению и ведению документов на приход и отход судна. Это очень большая ответственность.

«Псков» - современный газовоз. Все компьютеризировано и все очень строго. На танкерах запрещено пользоваться телефонами на палубе. Запрещены зажигалки, часы разрешены только механические. Все оборудование должно быть специальным, исключающим возникновение искр, чтобы ничего не воспламенилось.

СКФ очень перспективная компания, недавно в Южной Корее помимо «Пскова» выпустили два новых газовоза: «Великий Новгород», «СКФ Мелампус». Четвертое судно серии - «СКФ Митре» будет поставлено «Совкомфлоту» в этом году.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Один из плюсов такой работы, кроме профессиональной реализации, - это зарплата, которая более чем достойная, особенно для девушки. Но в то время как девушки на берегу могут позволить себе ходить в музеи, театры, проводить время с друзьями в кафе и клубах, отдыхать, носить юбки и платья, ты ходишь в комбинезоне и работаешь вдали от дома. Но я, как любой нормальный студент, к концу своего обучения в вузе поняла, что жизнь состоит не только из веселья, вечеринки заканчиваются вместе с окончанием студенческой жизни.

НАГРУЗКИ

Стресс действительно колоссальный, морально очень тяжело, очень много работы, получается, что человек все 4 месяца находится на работе. Тебя могут в любой момент разбудить, поэтому топовые офицеры вообще спят очень мало. Вокруг бушует стихия, это тоже стресс. Не все выдерживают. Помню, еще во время практики на паруснике «Мир» были ребята, которые так описали свои впечатления: «Нет, спасибо. Увольте». Кого-то укачивало, кто-то просто понял: «не мое». Морская болезнь есть изначально почти у всех, просто со временем организм привыкает.

Часовые пояса - это отдельная тема. Организм ведь не успевает привыкать, у него свои биоритмы. А тут передвигаешься с запада на восток, то обратно, то плюс час, то минус час. Хочется спать. Организм начинает путаться. Но так как это, в первую очередь, работа, люди не думают о комфорте, заботятся лишь о том, чтобы не проспать на вахту и поэтому постоянно спрашивают, перевели ли часы или нет. Пожалуй, самое сложное в такой работе - недостаток сна. За рейс на «Пскове» два раза пересекли экватор, в первый раз я спала, а во второй раз сдавала вахту. Смену климата переношу спокойно.

ЭКИПАЖ - СЕМЬЯ

Сейчас на всех современных судах у каждого члена экипажа своя каюта, душ, все удобства. В моей каюте есть все самое необходимое: письменный стол, диван, кровать. У нас есть доступ к сети интернет, спокойно выходишь на связь, общаешься с родными и близкими, несколько лет назад это было недоступно. А ведь связь с родными и близкими - это самое важное для моряка. Созванивалась с родителями через спутниковую связь, получалось пару раз в неделю, с друзьями реже.

Отношения в экипаже очень тёплые, иначе невозможно работать, хотя многих вообще не видишь из-за особенности условий работы. Кто-то тоже на вахте, особенно механики - их я вообще почти не видела, рядовых тоже, за исключением вахтенных матросов.

«Псков» - судно современное, оборудовано спортивным залом, сауной и бассейном. Если ты справляешься вовремя со своей работой и готов немножко пожертвовать своим сном, конечно, можно воспользоваться этим. Кто-то предпочитает посмотреть фильм, пусть даже не весь, ну хотя бы кусочек. Бывает, что штурман заходит в комнату отдыха, увидит, что смотрят какой-то фильм, спросит: «Что смотрите?» Посидит немного, а потом говорит: «Всё, я на вахту пошёл».

Раньше в школе занималась баскетболом. Сейчас стараюсь читать, что-то интересное для себя узнавать, чтобы развиваться, совершенствоваться. В море все время работаешь, не успеваешь читать и вдруг понимаешь, что начался застой. Я стараюсь перед сном читать, запасаюсь перед рейсом литературой.

ЗНАНИЯ - СИЛА

Образование, полученное в Макаровке, мне очень помогло. И хочу сказать, что этих знаний более чем достаточно, плюс практика, а у меня была достойная практика. Необходимо прислушиваться к советам старших офицеров: опыт есть опыт. Эта профессия требует большой ответственности, огромных знаний и практики, это как врач, одна ошибка может привести к колоссальным последствиям.

Английский язык знаю, не могу сказать, что в совершенстве, но знаю. Опять же спасибо большое родной Макаровке. Английский язык - это самая важная вещь, потому что множество случаев, когда люди не понимают смысла сказанной фразы, и это приводит к трагедии. Радиообмен происходит только на английском языке, и тут не должно быть никаких трудностей с восприятием, потому что при непонимании в договорных расхождениях с судами может произойти авария.

На тему работы стараюсь особо не говорить, потому что у меня нестандартная такая работа. Особенно для девушки. Людей это привлекает. Начинаются расспросы о личной жизни, о которой я стараюсь особо не распространяться. Когда говоришь, кем работаешь, люди интересуются фактами личной жизни и размером зарплаты. А еще про отношение к экипажу, задают какие-то нелепые вопросы - я не люблю такое. Считаю, что человек расскажет о себе сам, если захочет.

Нужно наслаждаться жизнью и стараться сделать все по максимуму. В любом случае отрицательный опыт - это тоже опыт. Я не люблю строить планы и загадывать. Кто знает, какой сюрприз преподнесет жизнь. Я знаю многих людей, которые планировали свою морскую карьеру и в итоге даже не доучились. Мой отец всегда говорит, что нужно решать проблемы по мере их поступления. Нет, естественно, какая-то установка на будущее есть, но я стараюсь не строить планов. Порой мне кажется, что я куда-то двигаюсь именно потому, что не строю планов.

Первая рабочая практика показывает лишь маленькую толику того, с чем ты столкнешься в будущем,

если, конечно, ты не откажешься от этого прямо сейчас.

В то время как девушки на берегу могут позволить себе ходить в музеи и театры,

носить юбки и платья, ты ходишь в комбинезоне и работаешь вдали от дома.

Это Brainstorm и фестиваль VЫХОDNЫЕ на крыше Roof Place✨ Я пока в Петербурге, но (как и Brainstorm) 18-го августа окажусь на другом фестивале - Livefest на Розе Хутор. С 18 до 21-го августа пробуду в Сочи. Встречи, съемки, любые предложения - пишите мне!📷

Териберка. Я часто слышу/читаю, что Териберка умирает, всё плохо, кошмар, разруха итд. Но, оказавшись там, я увидела совсем другое. Я увидела чудесное место, в которое приезжает много туристов. Их (и меня) привлекает не только красота природы, но и аутентичность этого места (то есть "кошмар-разруха"). ⠀ Кто-то стремится сюда рыбалку (Териберку называют браконьерской столицей, а штраф за выловленного камчатского краба сейчас составляет 7184 рубля, но не знаю, кто в Териберке за этим следит), кто-то любоваться природой, кто-то смотреть на китов, кто-то на забеги и заплывы (привет!), которые тут проходят, китайцы приезжают за северным сиянием (вы же знаете, что по их поверью, если зачать ребёнка под северным сиянием, то он всю жизь будет счастливым? Можно будет как-нибудь проверить). ⠀ У меня есть ощущение, что через пару лет Териберка может быть совсем другой. Рядом с посёлком уже положен новый асфальт, пишут, что кладбище кораблей (на фото) начали убирать (а это одна из изюминок Териберки, как ни крути). ⠀ Как доехать в Териберку? Мы ехали на машине. При желании можно осилить дорогу из Петербурга до Териберки одним днём, рано утром выехать, поздно вечером уже там (это почти 1500км). Но мы до ехали 1300км до Оленегорска (утром выехала, вечером там, дорога позволяет + в прошлом году был ремонт и он отнял у нас пару часов), потом до Мурманска и потом уже стартовали в Териберку. Если не на машине, то добраться до Мурманска (самолёт, поезд, блаблакар), а оттуда до Териберки 130км. Есть автобус раз в два дня, можно заказать трансфер или такси. Дорога - 90км хорошая, 40км - грунтовка. Местами так себе, местами нормально, но проехать (говорю про лето, про зиму не знаю) могут все. Более того, накануне я забрала машину из автосервиса, мне поменяли ремень ГРМ, а крышки в наличии не было. Говорят, мол, у вас тут крышки пока нет, поэтому вы по грунтовкам, щебню и всяким непонятным дорогам не ездите, иначе вашему ремню новому п̶и̶.̶.̶ конец. "Ага", - кивнула я и помчала за 1500км в Териберку по грунтовке.

Зашёл у нас тут разговор о всякой противной еде. Недавно @olga_rozz рассказала, как они на работе пробовали сюрстрёмминг - шведскую вонючую селёдку. Точнее, кто-то пробовал, а кто-то не смог даже стоять рядом. Я ни разу с этой селёдкой не сталкивалась, поэтому то, как она пахнет, представляю смутно, но думаю, что её я бы попробовала. В конце концов, адски вонючий камамбер и любая рыба не вызывают у меня вопросов. С дурианом я тоже не контактировала, поэтому не могу судить. А вот тухлые яйца, как любят в Китае... ой нет уж, увольте. В Пекине я как-то видела их и думала ещё, почему они такие зелёные вообще? Видимо, чтобы как-то рифмоваться с лицом того, кто будет их есть🤢 ⠀ От поедания червяков тоже откажусь, а вот кузнечиков в Мексике пробовала, они сушёные, совсем не противные, даже прикольные, похожи на снетков, а если сдобрить соусом чили (в Мексике он правда острый и это прекрасно), то вообще супер. В какой-то момент я даже решила, что хорошо бы, чтобы мой будущий муж был из тех людей, которые могут съесть кузнечика при случае, но как видите, я ещё чего-то до сих пор не замужем🙈 ⠀ Так вот вопрос. Есть ли в нашей русской кухне что-то такое, что для нас достаточно привычно, но может показаться иностранцу чем-то жутко противным? Мы не смогли ничего придумать. Квашеная капуста? Она, вроде, хороша во всех отношениях. Студень/холодец? Для некоторых выглядит сомнительно, да, но он всё-таки ничем не воняет (если есть его не на 20-й день после Нового года) и на вкус нейтральный. В моём личном топе противной еды простакваша и, простигосподи, тушёная брюква (но это любой, наверное, не оценит). ⠀ В общем, давайте сюда противную еду.

Дженнифер Лопес @jlo в СКК 11-го августа. За прошедшие два дня сняла выступления двух прекрасных Иванов и одну Дженнифер, но ladies first и всё такое. Было сложно отделаться от ощущения, что фотографируешь картинку из видеоклипа, да, в общем-то, до сих пор мне не поверилось, что она настоящая🙈

Плаванье это ваше хуже наркотиков! Обмажутся все вазелином своим и как давай плавать, где ни попадя! ⠀ Проплыла вчера вокруг Петропавловской крепости свои 2300м. Сделала это второй раз, улучшила свой результат по сравнению с прошлым годом на 15 минут. ⠀ Изначально не планировала повторять сей подвиг, но заплыв через Волгу так зарядил меня, что хотелось ещё и побольше, (ведь @x_waters делают настоящий праздник). А так как в прошлом году мне понравилось плыть в Неве, это не требует сверхусилий - я просто выхожу из дома и плыву - то почему бы мне не плавать тут каждый год, подумала я🙈 ⠀ Год назад накануне этого заплыва я чувствовала себя жутко одинокой и всеми покинутой. Я поделилась своими ощущениями с Аней @anna_ulianova и пошла спать, а Аня вместо этого взяла билет на самолёт и когда я проснулась, она как раз приземлялась в Пулково. Это было круто✨ И вчера тоже всё сложилось не менее круто, со мной были Вика @toria232 , Миша @ohhh_misha , Катя @katuhin_in и даже мама прямиком из Финляндии приехала к Петропавловке. Ещё несколько человек по разным причинам не смогли быть, но всё равно для меня важно даже одно это намерение=) Рада была видеть плывущих Ярослава @tyaroslav и Ильдара @ildarbabikov , которые тоже приобщились к плаванию, Олю @olly.konnichiwa и Мишу @naugolnov , с которыми мы тренировались в 7 утра, а теперь встречаемся на заплывах ️ Было легко, светло и радостно, спасибо за это солнечное утро! И за все те классные слова, которые вы мне пишете☺️ ⠀ Если кому-то интересны подробности про заплыв (потому что промо-слоты на следующий год уже продаже у вас есть шанс🙈), то сегодня завтра сделаю подробный пост, он будет здесь mitrofanova-m.lj.ru и здесь mitrofanova-m.com/blog

Териберка😍 Я была там в прошлом августе (поэтому фото почти годичной выдержки). Ездила на заплыв в Баренцевом море, то есть практически в Северном Ледовитом океане, потому что Териберка - это единственное место в России, где до Северного Ледовитого океана можно доехать на машине. ⠀ Прошлое лето было тёплым (помните это, да?=)), поэтому температура воды для моего плавания была целых +8-10 градусов (вместо обещанных +4-6), а воздух местами прогрелся примерно до +18, светило солнце, оставив после себя волшебный закат. Теперь я понимаю, что нам очень повезло✨ ⠀ Териберка и вся эта поездка стали для меня одним из лучших приключений прошлого лета (до сих пор как вижу съезд на трассу "Кола", не могу себя контролировать😅). Как это было. После предварительного акклиматизационного заплыва начался отлив. Он обнажил остров, вокруг которого мне предстояло завтра плыть, превратив всё в сушу. Мы сидели на скалах и ели гребешков. Пока я плавала, местный дяденька принёс нам на пляж чёрный пакет, в котором щёлкало ракушками килограмма два живых гребешков. Чтобы съесть их и не остаться без пальцев, нужно было приноровиться быстро открывать ракушки, этим мы и занимались, любуясь на просторы отлива. Было так хорошо, что я думала так: если завтра будет снег, ураган и конец света, поездка всё равно уже удалась. ⠀ После мы отправились на водопад, посмотрев по дороге на "драконьи яйца" (круглые камни), озеро, домик метеостанции. На батарею береговой обороны мы уже не пошли. Ещё в Териберке есть кладбище кораблей, про него расскажу позже. А вечером, вспоминая слова из памятки пловца "не ешьте ничего незнакомого перед заплывом", мы доедали всю ту кучу гребешков, которая ещё у нас осталась, закусывая грибами, которые мы собрали по пути в Териберку🙈 ⠀ Подробный пост с фотографиями будет у меня в блоге: mitrofanova-m.lj.ru и на сайте mitrofanova-m.com (прямая ссылка на пост в профиле). ⠀ Надо ли ехать в Териберку? Мне точно надо, не знаю, впечатлит ли это каждого, но меня - да. Север - это моё👇🏻

Этим одним из моих любимых филиппинских фото, сообщаю, что вы можете купить у меня любую из моих фотографий в распечатанном виде - чтобы украсить ими свой дом или офис, подарить кому-то или сделать подарок себе ☺ Формат печати любой - от больших отпечатков до маленьких открыток. Это могут быть пейзажи, города, страны, виды Петербурга и многое другое, а ещё вам может достаться фото-победитель конкурса The Best of Russia из Рускеалы или фото-победитель конкурса Adme с мотофристайла на Исаакиевской площади🔥 Многие уже сейчас заняты подбором корпоративных новогодних подарков и созданием календарей. Фото для интерьера могут стать одним из таких подарков. И мои фотографии можно использовать для календарей - пишите и мы подберём что-то из уже готового или я сниму то, что нужно, специально по вашему заказу. Расскажите всем, кому это может быть интересно=)

С этой девушкой меня познакомили коллеги из журнала «Морской профсоюзный вестник». Всё в ней необычно - и имя, и профессия, и судьба, которая её ведёт, и которой она ломает, устоявшийся за века во всём мире стереотип. Ляна Митрофанова - помощник капитана на большом современном судне - газовозе «Псков». Ляна - моряк, самый настоящий.

И первым вопросом, который я в нетерпении задал девушке, был как раз тот: как реагирует мужская команда на девушку на борту, учитывая старинную примету, что девушка на судне - это не очень хорошо?

По-разному реагировали, но злобы никогда не было, - совершенно серьёзно отвечает Ляна. - Недоверие было, сомнения, но сейчас уже привыкли, шутят только много, но всегда помогают, если нужно. Вообще, мне кажется, что отношения в коллективе не от пола зависят, а от того, как ты сам относишься к людям.

Бунт против будущего министра финансов

Но прежде чем она поднялась на борт газовоза «Псков», чтобы приступить к своим обязанностям, нужно было пройти и пережить немало испытаний. И кажется, откуда в хрупкой юной девушке столько сил и уверенности. Ведь старинная примета о «девушке на корабле», на самом деле, действует и по сей день, сидит в умах «морских волков» всех возрастов. Ляне просто повезло - в год, когда она после школы задумалась куда поступать, в знаменитой «Макаровке» - Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, первый год принимали девушек на судоводительский факультет.

Я подумала: «Дай-ка, попробую». Это был своеобразный вызов, некий бунт, - рассказывает Ляна. - Родители хотели сделать из меня министра экономики и финансов. А мне профессия экономиста была не по душе. Мое желание поступить в «Макаровку» родные не восприняли всерьез, я была домашней девочкой, а тут профессия моряка. Они, кажется, ещё долго не верили - на посвящении папа сказал: «Ну, хватит, поехали домой, доченька!». Я отказалась. И вот так каждый год, изо дня в день я боролась с собой, с мнением родителей, с обстоятельствами.

Встреча с бесконечностью

Насколько эта борьба была серьёзной, становится понятно, особенно когда узнаешь, что моря будущий помощник капитана никогда - ни в детстве, ни в юности - не видела. И родители к морю отношения тоже не имели: папа - летчик, мама - учительница. Сама Ляна родилась и выросла в Забайкалье. И море для неё всегда было тайной, о нём она знала из книг и фильмов. Первая их встреча произошла только во время прохождения плавательной практики. Её первое море было серого цвета - бесконечность серого цвета. И это был неописуемый восторг.

Первую практику на море проходила на паруснике «Мир», - вспоминает она. - Но это не имеет отношения к настоящей работе в море. Это скорее романтика, авантюра, это «игра в работу» на море. Мы не понимали, как все серьезно на самом деле, к тому же рядом друзья, однокурсники. Это лишь маленькая толика того, с чем столкнешься в будущем, если, конечно, не откажешься от этого прямо после первой практики.

Она не отказалась, «не списалась» на берег, как некоторые из её однокурсников, которые сказали: «Нет, спасибо. Увольте». Кого-то укачивало, другие просто поняли: «не мое»… Да и морская болезнь есть изначально почти у всех, просто со временем организм привыкает. И когда вокруг корабля бушует стихия, это сильный стресс для неподготовленного человека. Не все выдерживают.

Правило: «девушек не берём»

А она после практики только сильнее погрузилась в образование. Считает, что знаний, полученных в Макаровке, более чем достаточно и теперь они очень помогают. За годы учёбы чему только не научилась. И самое главное - настойчивости.

Когда я устраивалась на свою первую рабочую плавательную практику, ходила по всем компаниям Санкт-Петербурга, но никуда не брали. Только завидев меня, сразу говорили: «Извините, мы девушек не берем». А я не могла понять, в чем собственно проблема, ведь это правило «девушек не берём» нигде не прописано, - кажется, до сих пор удивляется девушка.

Это правило нигде не прописано, это та старая примета, которая вживлена в мозг многих поколений моряков.

Случайно, когда отчаяние было уже совсем рядом, в компании «Совкомфлот» предложили экспериментальный вариант - пройти практику на их судне. Этот момент стал определяющим в её дальнейшей жизни.

Есть отважный капитан

Крупнейшая российская компания «Совкомфлот», известная во всём морском мире, пошла на то, чтобы взять на работу девушку. И теперь она благодарна своему капитану-наставнику, который занимался трудоустройством курсантов: Николай Заяц верил и верит в неё, и когда он устроил свою выпускницу на практику на судно, и в дальнейшем, когда продолжал следить за её судьбой. Верили в неё и другие моряки, которые делились с ней опытом. Ляна с удовольствием вспоминает Алексея Киржеманова, который пошёл на смелый шаг и взял молодую девушку на практику на танкер «Невский проспект» - он первый капитан, под началом которого она начала осознавать, что такое морская работа. И первый смелый капитан, который согласился взять её под свое руководство, хотя и был немало удивлён при первой встрече.

Ляна сама осознала, что немногие способны на такое - люди старой закалки, более консервативные - не осмелились на этот шаг. Она и сама их прекрасно понимает. Эта профессия требует большой ответственности, огромных знаний и практики, ведь одна ошибка может привести к колоссальным последствиям. Необходимо всё время прислушиваться к советам старших офицеров, ведь опыт здесь нарабатывается годами. Следующая её практика уже была по рекомендации капитана Киржеманова на судне «Московский проспект». А потом пришла большая работа.


Четвёртый помощник

Без рекомендаций капитанов, у которых она была на практике, на газовоз ей было бы не попасть. «Псков» - современное судно: уровень компьютеризации - высший. Дисциплина - строжайшая: запрещено пользоваться телефонами на палубе, зажигалками, часы разрешаются только механические, ничего такого, чтобы могла появиться хоть малая искра…

Это был мой первый контракт в должности четвёртого помощника капитана. Конечно, не все получалось с первого раза, но со мной были опытные штурмана, потрясающий капитан. Я работала под началом Игоря Панасенко. Все мне очень помогали, наставляли и поддерживали, - рассказывает Ляна. - На судне все обязанности чётко распределены среди помощников капитана: один отвечает за навигационные карты и оборудование, другой за безопасность, третий за документы членов экипажа, старший помощник отвечает за грузовые операции. Капитан отвечает за всё, что происходит на пароходе. Ему сложнее всего. Я, как младший офицер, помогала всем понемногу, несла навигационную вахту, вела документы на приход и отход судна. Это очень большая ответственность.

Помогает в работе то, что английский язык знает почти в совершенстве, за что вновь благодарит «Макаровку». Английский язык на море - это очень важно. Радиообмен происходит только на английском, и тут не должно быть никаких трудностей с восприятием, потому что непонимание смысла фразы часто приводит к большим и маленьким авариям и столкновениям.

Акула-ангел

Теперь-то она знает, что самое сложное в этой работе - недостаток сна. И ещё - часовые пояса. Организм со своими биоритмами просто не успевает привыкать к их смене, когда судно передвигается с запада на восток и обратно - то прибавить час, то отнять. Организм быстро запутывается. И, кажется, постоянно хочется спать. Но так как это, в первую очередь, работа, люди не думают о комфорте, тут главное не проспать на вахту. К тому же и спящего в любой момент могут разбудить. И в результате - колоссальный стресс; морально очень тяжело, кажется, что всё время думаешь только о работе, никаких выходных. Получается, что моряки все четыре месяца находится на работе. Хорошо хоть смену климата переносит спокойно.

За первый рабочий рейс на газовозе два раза пересекали экватор, но в первый раз она спала, а во второй раз сдавала вахту. Может в следующий раз рассмотрит его получше. Но память о пересечении экватора всё-таки осталась: здесь прошло её посвящение в моряки. Нужно было пройти особый ритуал: пролезть через Чистилище - коридор, составленный из бочек, забитых промасленной ветошью и грязью. Прошла. Получила грамоту об этом и морское имя - Акула-ангел.

Отношения в экипаже очень тёплые, иначе невозможно работать, хотя многих редко видишь из-за особенностей работы: кто-то тоже на вахте, кто-то спит. Например, механиков вообще почти не видела за весь рейс, рядовых тоже, за исключением вахтенных матросов, - продолжает Акула-ангел. - Зато есть доступ к Интернету, несколько лет назад это было недоступно, теперь общаюсь с родными и близкими. А ведь это самое важное для моряка.

Её сопровождают Данте, Гюго, Хемингуэй

Для многих её сверстниц абсолютно не понятно, как можно отказаться от возможности ходить в музеи, театры, на выставки, проводить время с друзьями в кафе и клубах, просто отдыхать, носить юбки и платья, обувь на каблуке, без многих других радостей. А Ляна отказывается от этого добровольно в пользу комбинезона и вахт вдали от дома.

Одно из немногих развлечений в рейсе - книги.

В море все время работаешь, не успеваешь читать, но в один прекрасный момент вдруг понимаешь, что начался застой. Я стараюсь перед сном читать - специально запасаюсь перед рейсом литературой, причём, предпочитаю листать обычные бумажные страницы. Но в рейс много книг не увезёшь, приходится брать электронную книгу.

Можно искренне удивиться серьёзности произведений, которые Ляна взяла в свой второй рейс. Данте, Гюго, Хемингуэй… Она не знает почему выбор пал именно на этих авторов. «Видимо, доросла», - улыбается Ляна. Кое-что из книг уже осилила.


Из Пскова на «Псков»

Видимо, действительно в её судьбе всё не случайно. И что работать пришла именно на газовоз «Псков» - в этом тоже особый знак. Думаю, в команде тоже так подумали. Мало того, что одна из первых девушек на флоте в серьёзной, ответственной должности попала именно к ним на борт. Но и когда узнали, что Ляна, пришедшая к ним четвёртым помощником капитана, сама из Пскова.

Первое время в экипаже шутили, говорили, что жизнь у меня однообразная: из Пскова на «Псков» и наоборот, - улыбается та, кто носит имя Акула-ангел. - Мне кажется, что всё происходящее в нашей жизни - не случайность.

Но первопроходцем в освоении современными девушками моря она себя не чувствует. Относится к этому статусу спокойно и просто, как к работе, которая стала любимой. Больших целей пока не ставит. Вообще, не любит строить планы. Иногда ей кажется, что она двигается по жизни благодаря именно тому, что не строит планов...

А на берегу с посторонними людьми на тему работы Ляна старается особо не говорить:

Именно потому, что работа у меня нестандартная для девушки. Людей это привлекает. Начинаются расспросы о размере зарплаты, о личной жизни, о которой я стараюсь не распространяться, про отношение к экипажу. Задают другие нелепые вопросы - а я не люблю такое.

Но на один сугубо личный вопрос в нашей беседе Ляна ответила. Вот на этот: «Как думаешь, сложно будет твоему мужу ждать тебя на берегу?».

Ждать всегда сложно. Но мне кажется, когда любишь, то преград нет. Тем более, сейчас, когда связь с домом есть каждый день: интернет, телефон. Мой молодой человек понимает, что в меня верили, вкладывали знания, опыт многие уважаемые люди, и поэтому не препятствует мне заниматься любимым делом.


Девушки заслужили носить морскую форму

Ляна очень любит праздник 9 мая. И если случается быть на берегу в этот день, то обязательно надевает на праздничные мероприятия свою морскую форму - как знак уважения к тем поколениям, кто прошли войны, кто служили на суше и на море. И твёрдо уверена, что форма, особенно морская, красит девушку не меньше, чем мужчину. Да, и носить её они имеют полное право:

Девушки доказали, что могут быть моряками, солдатами, лётчиками, и не потому что пытались кому-то что-то доказать, а потому что у них это получается хорошо. И если, выполняя именно эту, пусть нестандартную работу, девушка приносит пользу, то зачем ей это запрещать?! Мне кажется, что это здорово, что сейчас в исключительно мужские профессии берут девушек, потому что своей мечте надо следовать. Раньше с этим все было сложнее. Хотя и тогда, вспомним Великую Отечественную войну, женщины умудрялись выполнять ответственную работу достойно наравне с мужчинами. Но многие думают, что раз ты девушка-морячка, то пытаешься что-то доказать. Не нужно никому ничего доказывать, нужно быть честным с самим с собой и заниматься любимым делом.

Сейчас Ляна находится в море, в очередном рейсе на борту газовоза «Псков». Она опять мало спит, много работает, но это её любимое дело. И уверенным можно быть в одном, как бы ни сложилось в будущем судьба Акулы-ангел - море теперь навсегда останется с ней.

Игорь ДОКУЧАЕВ,

фото из личного архива Ляны Митрофановой, и компании «Совкомфлот».

Благодарим редакцию журнала «Морской профсоюзный вестник» за помощь в подготовке материала.

Для любых предложений по сайту: [email protected]