Значение кредитная рестрикция в большом юридическом словаре. Кредитная экспансия и кредитная рестрикция: отечественный опыт денежно-кредитного регулирования Кредитная рестрикция приводит

A) покупку Центральным банком государственных облигаций

B) повышение нормы обязательных резервных требований

C) сокращение нормы резервирования

D) рост спроса на ссуды в коммерческих банках

E) жесткую кредитную политику

F) уменьшение ставки рефинансирования

G ) увеличение ставки рефинансирования

H) продажу государственных ценных бумаг Центральным банком

В | G | H

25. Эффект от увеличения государственных расходов больше от снижения налогов на такую же величину объясняется следующим :

A) прирост дохода при росте государственных расходов больше прироста дохода при уменьшении налоговых ставок

B) величина налогового мультипликатора больше мультипликатора государственных расходов

C) при снижении налогов все высвободившиеся деньги поступают в экономику, сбережения не производятся

D) прирост дохода при росте государственных расходов меньше прироста дохода при уменьшении налоговых ставок

E) прирост дохода при росте государственных расходов равен приросту дохода при уменьшении налоговых ставок

F ) при снижении налогов только часть высвободившихся денег поступает в экономику, другая часть сберегается

G) величина налогового мультипликатора равна мультипликатору государственных расходов

H) величина налогового мультипликатора меньше мультипликатора государственных расходов

A | F | H

Вариант 2 Макроэкономика

1. Обобщающие макроэкономические модели:

A) модель «Кейнсианский крест»

B) равновесие на рынке факторов производства в условиях совершенной конкуренции

C) рыночное равновесие

D) равновесие фирмы-монополиста

E) модель IS-LM

Ғ) модель AD-AS

G) равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

H) модель потребительского выбора

A | E | F

2. Движение вдоль кривой ad отражает:

A) обратную зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен

B) увеличение объема производства и уровня цен

C) прямую зависимость между величиной совокупного предложения и уровнем цен

D) изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен

E) прямую зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен

Ғ) обратную зависимость между величиной совокупного предложения и уровнем цен

G) закономерность, что при росте уровня цен и неизменности прочих условий происходит сокращение совокупного спроса

H) изменение совокупного предложения в зависимости от динамики общего уровня цен

A | D | G

3. Источники автономных инвестиций:

A) автономное потребление

B) прирост национального дохода

C) доходы от собственности

D) прибыль корпораций

E) запасы полезных ископаемых

Ғ) экзогенные события

G ) технологический прогресс

H) внешние займы

E | F | G

4. Для сокращения предложения денег Центральный банк:

A) покупает государственные ценные бумаги

B) сокращает норму обязательных резервов

C) отменяет необходимость лицензирования банковской деятельности

D ) увеличивает норму обязательных резервов

E) уменьшает ставку рефинансирования

Ғ) продает государственные ценные бумаги

G) сокращает норму налогов

H) повышает ставку рефинансирования

D | F | H

5. Для построения кривой IS используется:

А) кривая Филлипса

B) кейнсианский крест

C) кривая Лаффера

D) кривая Лоренца

E) равенство планируемых и фактических расходов

F ) кривая инвестиций

G) кривая производственных возможностей

H) кривая Оукена

B | E | F

6. Определение инфляции:

A) Падение производства

B) Рост процентной ставки

C) Обесценивание денег

D) Явление возможное как при растущем, так и при стабильном уровне цен

E) Устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен

F) Снижение цен в экономике

G ) Устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен

H) Падение покупательной способности денег

C | G | H

7. Чистый экспорт:

A) Сумма всех расходов жителей страны на иностранные товары за вычетом расходов остального мира на товары данной страны

B) Национальные сбережения

C) Элемент закрытой экономики

D) Главный упор делается на рост населения

E) Устойчивый характер равновесного экономического роста обеспечивается повышением нормы сбережения

F ) Экспорт минус импорт

G) Главный упор делается на организацию производства

H) Элемент открытой экономики

A | F | H

8. Номинальный валютный курс:

A) соотношение, в котором товары одной страны обмениваются на товары другой страны

B) показатель, оценивающий относительную цену товаров, произведенных в разных странах

C) относительная цена иностранных товаров и услуг, выраженных во внутренних товарах и услугах

D) соотношение цен товаров двух и более стран

E) валюта одной страны, выраженная в валюте другой страны

F) цены потребительской корзины одной страны, пересчитанные в ценах другой страны

G ) цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны

H) относительная цена валют двух стран

E | G | H

Основными типами денежно-кредитной политики выступают кредитная экспансия и кредитная рестрикция.

Кредитная экспансия (англ. credit expansion), или политика дешевых денег (англ. easy money policy) – политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии.

Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы.

Инструменты кредитной экспансии :

Приобретение ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков;

Понижение резервной нормы;

Понижение учетной ставки процента (или ставки рефинансирования, т. е. ставки, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

В результате данных мероприятий включается так называемый трансмиссионный (передаточный) механизм, приводящий последовательно к:

1. росту денежного предложения;

2. падению процентных ставок коммерческих банков;

3. росту инвестиционных расходов предприятий;

4. увеличению реального чистого национального продукта.

Кредитная экспансия также приводит к включению трансмиссии на уровне международных связей страны. Последовательно происходит:

Сокращение спроса на национальную валюту за границей;

Обесценение национальной валюты;

Увеличение чистого экспорта.

Кредитная рестрикция (англ. credit restriction), или политика дорогих денег (англ. tight money policy) – ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дорогих денег применяется в условиях роста общего уровня цен.

Инструменты , реализуемые Центральным Банком при реализации кредитной рестрикции :

1. реализация ценных бумаг;

2. параллельное увеличение нормы резерва и учетной ставки.

1. предложение денег сокращается;

2. ставки процента коммерческих банков возрастают;

3. сокращается объем инвестиций предприятий;

4. уменьшается рост цен.

Кредитная рестрикция на международном уровне приводит к:

1. росту спроса на национальную валюту за границей;

2. увеличению стоимости национальной валюты;

3. сокращению чистого экспорта.

Факторы эффективности кредитной экспансии и рестрикции:

Скорость принятия решений центральным банком (как правило, решения об изменении фискальной политики принимаются парламентом и долго обсуждаются);

Степень изоляции руководителей центрального банка от давления групп лобби.

Основными целями денежно-кредитной политики вообще можно считать:

Увеличение реального ВВП;

Снижение уровня безработицы;

Стабилизацию цен;

Достижение устойчивости платежного баланса.

Денежно-кредитное регулирование основывается либо на политике кредитной экспансии, либо на политике кредитной рестрикции. Если государство проводит политику экспансии, то происходит увеличение объемов денежной массы, кредитов, снижение нормы ссудного процента и в результате ожидается повышение деловой активности в экономике, что означает увеличение объемов производства, инвестиций в производство, но возможно ухудшение денежного обращения.

Наоборот, рестрикция приводит к улучшению денежного обращения и уменьшению объема производства.

Основными методами денежно-кредитного регулирования являются:

· Учетная политика, осуществляемая центральным банком.

· Операции на открытом рынке.

· Регулирование норм обязательных резервов.

Учетная политика осуществляется в ходе изменения уровня процентной ставки, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (это ставка рефинансирования). В условиях предкризисного подъема центральный банк повышает уровень учетного процента и таким образом вынуждает коммерческие банки повысить плату за свои ссуды – это кредитная рестрикция. В результате сокращается объем кредитов, предоставляемых экономике, так как кредит становится дорогим, и спрос на него падает. Таким образом сдерживается кризис перепроизводства.

В условия кризиса центральный банк понижает уровень ссудного процента, что стимулирует предложение кредитов хозяйству и приводит к увеличению денежной массы – это кредитная экспансия.

Операции на открытом рынке означают, что центральный банк осуществляет куплю-продажу ценных бумаг. Для сокращения объемов производства, объемов кредитных вложений и денежной массы центральный банк осуществляет продажу ценных бумаг коммерческим банкам – это кредитная рестрикция .

Для оживления экономики центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческих банков, что означает увеличения ресурсов коммерческих банков для кредитных вложений в экономику. Все это сопровождается увеличением денежной массы – это кредитная экспансия .

При продаже ценных бумаг центральный банк устанавливает такой уровень процента по ценным бумагам, который обеспечивает коммерческим банкам более высокий доход, чем ссудные операции. Наоборот, осуществляя покупку ценных бумаг центральный банк снижает уровень процента по ценным бумагам, что делает невыгодным наличие этих ценных бумаг в активах коммерческих банков.

Регулирование норм обязательных резервов предполагает, что коммерческие банки обязаны часть своих ресурсов хранить на резервных счетах в центральном банке. Объем резервирования регулируется государственным законодательством. Так, в РФ по закону «О центральном банке» эта норма ограничена 20%, в США – 5%, в других странах до 10%. Резервирование производится от привлеченных ресурсов в виде депозитов. Регулирование норм обязательных резервов является эффективным, но не рыночным методом, это – административный метод. Увеличение норм обязательных резервов ведет к прямому сокращению ресурсов банка для кредитных вложений, что ведет к сокращению объемов кредитов и сокращению денежной массы, что соответствует политике рестрикции . Наоборот, сокращение норм обязательных резервов высвобождает ресурсы коммерческих банков для кредитования, что соответствует политике экспансии .


В период кризиса государство применяет такой инструмент как валютные интервенции. Этот метод представляет собой участие центрального банка в операциях по купле-продаже иностранной валюты с целью поддержания валютного курса национальной валюты. Если курс национальной валюты падает, то центральный банк продает иностранную валюту, тем самым сокращая золотовалютные резервы государства – это крайне дорогой метод и применяется в исключительных случаях.

Кредит и его основные формы

1. Происхождение и сущность кредита, ростовщический и коммерческий кредиты

2. Ссудный капитал и источники его формирования

3. Ссудный процент

4. Отличие ссуды денег от ссуды капитала

5. Банковский кредит

6. Государственный кредит

7. Потребительский кредит

8. Международный кредит

Денежно-кредитная политика (ДКП) является составной частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой — обеспечение экономического роста и повышения благосостояния населения. Объектами регулирования выступают спрос и предложение на денежном рынке, изменяющиеся в результате действий денежных властей, частных банков и небанковских организаций. Предметами регулирования являются банковские резервы, процентная ставка и валютный курс. Конечная цель денежно-кредитной политики — поддержание ценовой стабильности, устойчивости национальной валюты, долговременного экономического роста.

В современных условиях в основе ДКП большинства стран лежит принцип «компенсационного регулирования», основанный на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий, которые применяются на различных фазах экономического цикла:

  • политика денежно-кредитной рестрикции (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций, повышение уровня процентных ставок, торможение темпов роста денежной массы. Применяется в условиях оживления хозяйственной конъюнктуры с целью ограничить кредитование экономики с тем, чтобы избежать перепроизводство товаров;
  • политика денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств. Применяется в кризисной фазе цикла в условиях падения производства и роста безработицы. Заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении льготных условий кредитования в целях увеличения спроса на товары и услуги и оживления экономической конъюнктуры.

Методы денежно-кредитного регулирования принято делить на общие и селективные.

Общие (косвенные) методы позволяют воздействовать на рынок ссудных капиталов в целом. К ним относятся: регулирование официальной процентной ставки (ставки рефинансирования), управление обязательными резервами, операции на открытом рынке с ценными бумагами.

Селективные (прямые) методы предполагают прямое регулирование конкретных видов банковских операций и кредитование отдельных секторов экономики. До 70-х годов XX в. абсолютное большинство центральных банков промышленно развитых стран придерживались применения прямых инструментов, а с 80-х годов в денежно-кредитной политике преобладают косвенные инструменты.

Разработку ДКП как составной части национальной макроэкономической политики осуществляет Банк России. Этот процесс организован следующим образом:

  • Банк России разрабатывает проект ДКП и передает его на рассмотрение Национальному банковскому совету;
  • Национальный банковский совет дает по проекту заключение;
  • Банк России уточняет проект по рекомендациям Национального банковского совета и представляет его Президенту РФ и Правительству РФ;
  • до 1 октября Банк России представляет в Государственную Думу проект Основных направлений единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год, который должен быть утвержден до 1 декабря.

Основные направления единой государственной ДКП на предстоящий финансовый год содержат анализ состояния и прогноз развития экономики РФ. основные ориентиры, параметры и инструменты единой ДКП. Реализация утвержденной ДКП возложена на Банк России.

Особенность советской банковской практики заключалась в жестком разграничении наличного и безналичного денежного оборота. Понятие «денежная эмиссия» применялось преимущественно к выпуску наличных денег в обращение. До 1988 г. эмиссионный процесс концентрировался в Госбанке СССР, поскольку

Стройбанк осуществлял кредитные вложения за счет бюджетных источников, а эмиссия Внешэкономбанка была незначительной. Создание системы специализированных банков поставило их в положение главных эмитентов денег, т.е. процесс денежной эмиссии стал децентрализованным. Дальнейшее реформирование кредитной системы, создание сети коммерческих банков и единого эмиссионного ЦБ РФ привело к изменениям в методах денежно-кредитного регулирования.

До начала 90-х годов денежная масса не рассматривалась как целостный объект регулирования. Главный объект регулирования — наличные деньги в обращении. Другим объектом служила величина кредитных вложений (безналичные деньги, эмитированные в оборот банковской системой). Процессы управления этими показателями были обособлены. Планируемый объем наличных денег устанавливался в кассовом плане Госбанка СССР, размер кредитных вложений определялся в сводном кредитном плане.

С созданием в 1988 г. системы специализированных банков сводный кредитный план стал составляться на базе расчетов кредитных планов специализированных банков. При этом ресурсы кредитования планировались по отдельным источникам, а кредиты — общими суммами на краткосрочные и долгосрочные цели. Изменилась кредитная политика. Если до 1988 г. расширение кредитования экономики рассматривалось как положительная тенденция, то в 1988 г. кредитное планирование ориентируется на ресурсосбережение. Таким образом, традицией для банковской практики было наличие чрезмерно централизованной системы управления кредитными ресурсами, нарушение качественного единства денежной массы как объекта управления, что стало впоследствии одним из факторов инфляции.

Создание системы самостоятельных коммерческих банков привело к дальнейшей децентрализации кредитных ресурсов. Принципиально изменились и методы денежно-кредитного регулирования. В основе направлений денежно-кредитной политики лежат такие макроэкономические показатели, как общий рост производства, индексы цен и инфляции, коэффициент занятости, состояние платежного баланса страны. Использование традиционных инструментов денежно-кредитного регулирования должно позволить государству воздействовать на объем и структуру кредитных вложений в экономику, влиять на все важнейшие показатели экономического роста.

Инструменты и методы денежно-кредитной политики

Основные инструменты и методы, которыми может пользоваться Банк России, определены Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Методы контроля и регулирования денежной массы включают:

  • установление процентных ставок по операциям ЦБ РФ;
  • определение нормативов обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в ЦБ РФ (резервные требования);
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование банков и кредиты правительству;
  • валютные интервенции;
  • операции с государственными ценными бумагами в рамках обслуживания государственного долга;
  • установление целевых ориентиров роста денежной массы;
  • количественные кредитные ограничения;
  • эмиссию облигаций от своего имени (от имени Банка России).

Официальная процентная ставка предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

  • ставка учетного процента — условия, на которых ЦБ РФ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у коммерческих банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, так как векселя покупаются до наступления срока платежа по ним. Поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы — эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету — редисконтированием;
  • процентная ставка по ломбардным операциям — кредитам под залог ценных бумаг. Такой кредит, как правило, краткосрочный (3-6 месяцев); объект регулирования в данном случае — не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Значение этого инструмента состоит в следующем:

  • регулируя уровень процентных ставок по своим операциям, ЦБ РФ влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;
  • официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклоняться от рыночной в ту или иную сторону.

В отечественной практике официальная ставка ЦБ РФ как метод денежно-кредитного регулирования начала использоваться с 1988 г. одновременное началом децентрализации банковской системы. Но поскольку отсутствовал механизм коммерческого кредитования и, следовательно, обращение коммерческих векселей, не был развит рынок ценных бумаг, базовой стала процентная ставка по прямым кредитам коммерческим банкам.

Ставка рефинансирования — это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке. Реформирование банковской системы, развитие межбанковского кредитного рынка, самостоятельность банков в проведении кредитной политики привели к отказу от административных методов регулирования процентных ставок. Развитие рынка ценных бумаги вексельного обращения позволили расширить понятие официальной процентной ставки в российской практике денежно-кредитного регулирования. В частности, в новом законодательстве о Банке России зафиксировано, что под рефинансированием коммерческих банков понимаются как прямые кредиты, так и учет и переучет векселей. К инструментам денежно-кре- дитного регулирования отнесены и процентные ставки по операциям Банка России, в том числе по краткосрочным кредитам под обеспечение ценными бумагами. Списки ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов, определяются Советом директоров Банка России.

Центральным банком РФ разработан порядок представления переучетных и ломбардных кредитов. Переучетный кредит - это предоставление Банком России кредита коммерческому банку путем покупки у него векселей предприятий-поставщиков по установленной ставке переучетного кредита. Кредит предоставляется на основании договора о вексельном кредитовании, заключенного с коммерческим банком. Требования к векселям, предъявленным к переучету, состоят в следующем:

  • это должны быть простые векселя предприятий-поставщиков, составленные по единой форме;
  • вексельная сумма (номинал векселя) должен быть не менее 100 млн руб.;
  • векселями должны быть платежеспособные предприятия, имеющие расчетный счет в данном коммерческом банке;
  • вексель должен быть выписан под реально произведенную отгрузку товаров или оказание услуг, т.е. должен быть товарным. По требованию Банка России коммерческий банк должен представлять информацию о товарной основе векселя: договор поставки продукции, оказания услуг, отгрузочные документы. Цель данного условия состоит в ограничении возможности эмиссии денег под финансовые долговые обязательства, во взаимосвязи эмиссии кредитных денег и потребностей товарооборота.

Кредиты предоставляются на условиях обратного выкупа векселей. Срок, на который Банк России покупает векселя у коммерческих банков, составляет от 10 до 90 дней. Операция обратного выкупа векселей коммерческим банком проводится не позднее чем за два рабочих дня до наступления срока платежа по векселю.

С 1996 г. Банк России предоставляет коммерческим банкам ломбардные кредиты в целях регулирования их ликвидности. Ломбардный кредит предоставляется под залог государственных ценных бумаг в двух вариантах:

  • путем удовлетворения заявок банков по фиксированной ломбардной процентной ставке;
  • через проведение аукциона заявок банков но сложившейся на аукционе ставке отсечения.

Кредит предоставляется банком на срок до 30 календарных дней. Банк России обеспечивает учет ценных бумаг, принимаемых в залог в качестве обеспечения ломбардного кредита в специальном депозитарии (депозитарий — это специальная организация, обеспечивающая хранение ценных бумаг и учет прав собственности на них). Ценные бумаги, передаваемые в залог, должны отвечать следующим требованиям:

  • они должны быть государственными ценными бумагами, включенными в ломбардный список Банка России;
  • должны принадлежать банку, испрашивающему кредит, на праве собственности и не могут быть обременены другими обязательствами банка;
  • должны иметь срок погашения не ранее чем через 10 дней после наступления срока погашения ломбардного кредита.

Испрашиваемая банком сумма ломбардного кредита (в том числе и процента за весь срок кредитования) не должна превышать рыночную цену заложенных ценных бумаг, сложившуюся на момент предоставления кредита. При этом учитывается риск изменения рыночных цен. Для этого используется специальный поправочный коэффициент, устанавливаемый Банком России. Проверка достаточности обеспечения ломбардных кредитов проводится при рассмотрении заявления банка на получение кредита.

Рыночная стоимость ценных бумаг определяется на основе биржевой информации на соответствующую дату. Если банк не исполняет обязательства по погашению кредита, то заложенные ценные бумаги реализуются по сложившимся рыночным ценам. Если выручки от реализации недостаточно, то разница взыскивается с банка-заемщика по мере поступления денежных средств на его корреспондентский счет в расчетно-кассовом центре Банка России.

Важной особенностью процесса регулирования ставок процента в экономике является использование косвенных методов воздействия. Влияние Банка России на уровень ставок процента осуществляется путем регулирования денежного предложения. Ставка рефинансирования (в любом из ее вариантов) является лишь ориентиром для определения ставок по операциям коммерческих банков.

Резервные требования. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Исторически отчисления в централизованный фонд возникли как добровольные взносы и служили страховым резервом банковской системы. Впервые резервы как обязательные вклады банков были использованы в США в 1863 г. задолго до создания Федеральной резервной системы. В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкладов. Резервы депонировались на счетах самих банков. Для кредитных организаций других 16 крупных городов

США действовали такие же резервные требования. Половину из них региональные банки должны были хранить на счетах в ныо- йоркских банках. Для других банков норма резервирования составляла 15%. Требования резервирования были распространения на все банки США в 1913 г. с созданием Федеральной резервной системы. До Первой мировой войны функции обязательных резервов состояли из обеспечения ликвидности банков и сохранности депозитов. Впоследствии определяющим стало значение обязательных резервов как инструмента денежно-кредитного регулирования.

Резервные требования выполняют несколько функций, среди которых главными являются следующие:

денежный буфер - в случае резкого дефицита ликвидности на межбанковском рынке краткосрочная процентная ставка взмывает вверх. Чтобы стабилизировать или сгладить ее колебание, центральный банк снижает резервный коэффициент и тем самым обеспечивает банкам дополнительный приток денежных средств. Кроме того, усреднение резервов позволяет банкам получать доступ к ресурсам в случае их экстренной нехватки. Манипулирование нормой резервирования позволяет обеспечить своеобразный буфер, смягчающий конъюнктуру денежного рынка. Наиболее активно буферную функцию используют в промышленно развитых странах;

управление ликвидностью - резервные обязательства выступают одной из главных детерминант денежной позиции коммерческих банков и спроса на заемные резервы центрального банка. Изменение резервного коэффициента позволяет регулировать ликвидность банковской системы в краткосрочном периоде;

регулирование денежного предложении - обязательные резервы играют роль ограничителя кредитной эмиссии банков. Уменьшение нормы резервирования расширяет кредитную активность банков, а сокращение резервного коэффициента, соответственно, ее снижает. Тем самым посредством резервных требований центральный банк может регулировать предложение денег в экономике. В настоящее время промышленно развитые страны не используют эту функцию резервных требований, однако ее активно продолжают эксплуатировать развивающиеся страны;

налогообложение - резервные требования представляют собой некоторый аналог налога на банки. Принудительное привлечение центральным банком дешевых ресурсов позволяет извлекать ему доход монопольного характера. Иными словами, резервные обязательства являются источником сеньоража государства;

второстепенные регулирующие функции - в ряде случаев резервные требования выполняют функции, нехарактерные для большинства центральных банков. Например, они могут играть пруденциальную роль, использоваться как средство страхования депозитов и регулирования международного потока капитала.

В настоящее время резервные требования в промышленно развитых странах используются для краткосрочного управления ликвидностью финансового сектора. Резервные требования, определяемые на основе усреднения суммы банковских вкладов за определенный промежуток времени, могут изменить ежедневную стабильность процентных ставок. Усреднение резервов позволяет банкам получать автоматический доступ к денежным средствам на счетах в центральном банке на ежедневной основе до тех пор, пока средний уровень резервов за отчетный период равняется резервным требованиям.

Применение этого инструмента денежно-кредитного регулирования основано на нескольких правилах:

  • норматив обязательных резервов находится на минимальном уровне, необходимом для эффективной реализации денежно-кредитной политики;
  • резервные требования не применяются к межбанковским депозитам во избежание их двойного налогообложения и препятствия в развитии межбанковского денежного рынка;
  • обязательные резервы равномерно распространяются на все виды кредитных учреждений и обязательств, чтобы исключить возможность проведения арбитражных операций;
  • государственные ценные бумаги не рассматриваются как часть резервов во избежание неэффективного применения операций на открытом рынке.

Центральные банки многих стран в течение 90-х годов XX в. снижали или полностью отказывались от резервных требований. Тем не менее многие центральные банки сохраняют резервные требования, поскольку резервирование обеспечивает прямой и качественный контроль над предложением денег.

В России впервые резервные требования используются в качестве инструмента регулирования с появлением в кредитной системе коммерческих структур. В фонд регулирования кредитных ресурсов подлежали зачислению минимальные резервы вновь созданных акционерных (паевых, кооперативных) банков. Величина остатков средств, подлежащих резервированию, определялась в соответствии с нормативами ЦБ РФ, устанавливаемыми в процентах к объему привлеченных банками средств.

За период действия данного инструмента в банковской системе требования к минимальным резервам менялись неоднократно. Резервный фонд банковской системы РФ был создан вапреле 1991 г., норма резервирования была установлена на уровне 2%, отсутствовала дифференциация норм в зависимости от характера привлеченных банками ресурсов. С января 1992 г. размер обязательных резервов был повышен до 10%, а в апреле впервые были введены дифференцированные нормы резервирования: 20% — по депозитам до востребования и 15% — по срочным депозитам.

С марта 1996 г. впервые в отечественной банковской практике были введены дифференцированные нормы резервирования:

  • по счетам до востребования и срочным депозитам до 30 дней — 18%;
  • по срочным депозитам от 31 до 90 дней — 14%;
  • по срочным депозитам более 90 дней — 10%;
  • по валютным счетам — 1,25%.

В законе о ЦБ РФ определен верхний предел резервных требований (20%), предусмотрена возможность дифференциации резервных требований для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России. С января 2000 г. действуют следующие нормы обязательных резервов:

  • по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте — 10%;
  • по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте РФ — 7%.

Изменение уровня обязательных резервов — наиболее действенный инструмент денежно-кредитного регулирования, поскольку непосредственно воздействует на депозитную базу банков.

Операции на открытом рынке ценных бумаг

Операции на открытом рынке ценных бумаг заключаются в покупке или продаже ЦБ РФ ценных бумаг. Метод используется для сокращения или увеличения депозитной базы коммерческих банков, воздействия на уровень рыночных процентных ставок, регулирования курса государственных ценных бумаг. Основной объем таких операций проводится на вторичном рынке ценных бумаг. Объектом операций выступают рыночные ценные бумаги: государственные долговые обязательства, бумаги крупнейших национальных корпораций и банков. По техническим процедурам проведения может быть составлена классификация операций на открытом рынке (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Типология операций на открытом рынке ценных бумаг

В промышленно развитых стран операции на открытом рынке выступают главным инструментом денежно-кредитной политики. Если ценные бумаги продаются ЦБ РФ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Цель — привлечение банков как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов со ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ РФ. Он покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.

Для практики проведения Банком России операций на открытом рынке важно определить список ценных бумаг, операции с которыми позволят достичь поставленных целей. Эти бумаги должны соответствовать трем основным критериям:

  • низкий кредитный риск;
  • высокая ликвидность;
  • обращение на организованном рынке.

Банк России использует в настоящее время для операций на открытом рынке исключительно ГКО — ОФЗ, а также собственные облигации. Наибольший интерес представляет классификация операций по условиям сделок. В их составе наиболее гибким инструментом считается сделка РЕПО (REPO, RP — repurchase agreement) — соглашение о покупке ценных бумаг с последующим выкупом по обусловленной цене. Такие сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ РФ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Коммерческие банки обязуются через определенное время осуществить обратную сделку. Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:

  • цена покупки;
  • цена обратной продажи;
  • временной лаг (промежуток времени) между прямой и обратной сделками.

С целью сделать операцию привлекательной для коммерческих банков ЦБ РФ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи, т.е. со скидкой. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели, 2-6 месяцев). В мировой практике сделки РЕПО являются наиболее действенным инструментом достижения оперативных целей ДКП.

Рефинансирование кредитных организаций

Рефинансирование коммерческих банков - это кредитование Банком России кредитных организаций для пополнения их ликвидности. Как было указано выше, к таким кредитам относятся прямые кредиты, переучетный и ломбардный кредиты. Виды кредитов, используемых для рефинансирования коммерческих банков, представлены в табл. 13.1.

Таблица 13.1. Виды кредита для рефинансирования коммерческих банков

Кредит Банка России

Срок кредита

Внутридневной кредит «овердэй» Кредит..овернайт*

В течение операционного дня

1 рабочий день

Ломбардный кредит

Положение Банка России «0 порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом государственных ценных бумаг»

От 1 до 30 дней

Окончание табл. 13. /

Кредит Банка России

Основание предоставления кредита

Срок кредита

Положение Банка России «0 порядке предоставления Банком России ломбардного кредита банкам»

Переучетный кредит

Положение Банка России «0 проведении Банком России переучетных операций»

От 10 до 90 дней

Кредит банку-сана- тору, осуществляющему мероприятия по санации проблемной кредитной организации

Положение Банка России «0 порядке предоставления Центральным банком РФ кредитов кредитной организации, осуществляющей мероприятия по санации проблемной кредитной организации-

Кредит в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками

Условия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками, утвержденные решением Совета директоров Банка России

Кредит на поддержание ликвидности

Условия предоставления и погашения кредита Банка России на поддержание ликвидности, утвержденные решением Совета директоров Банка России

От 1,2 мес. до 1 года

Кредит в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка

Условия предоставления и погашения кредита Банка России в поддержку мер по повышению финансовой устойчивости банка, утвержденные решением Совета директоров Банка России

Стабил изацион ный кредит

Условия предоставления и погашения стабилизационного кредита Банка России, одобренные решением Совета директоров Банка России

Система рефинансирования коммерческих банков по своим функциональным задачам выходит за пределы сугубо прагматических целей денежно-кредитной политики и выступает одним из факторов стимулирования наращивания кредитного потенциала банковской системы России. Несмотря на поступательное развитие банковского сектора, его роль в развитии реального сектора экономики остается недостаточной. Активы банковского сектора по отношению к ВВП составляют только 45%, тогда как в Великобритании, например, около 400%, в Германии — 317%.

Для стимулирования наращивания кредитного потенциала возможно увеличение предоставления ломбардных кредитов за счет расширения ломбардного списка ценных бумаг, снижения процентных ставок по таким кредитам, разработка системы долгосрочного кредитования коммерческих банков с целью расширения проектного кредитования предприятий и возрастания роли банков в модернизации экономики.

Составная часть проводимой Банком России политики регулирования ликвидности кредитных организаций - депозитные операции с кредитными организациями . Цель таких операций — изъятие излишней ликвидности банковской системы путем привлечения на депозитные счета в Банке России свободных денежных средств кредитных организаций. Для проведения этих операций используются следующие механизмы:

  • проведение депозитных аукционов;
  • проведение депозитных операций по фиксированной ставке процента;
  • прием на депозит средств банков, заключивших с ЦБ РФ Генеральное соглашение о проведении депозитных операций с использованием системы «Рейтерс-дилинг» (осуществляется на стандартных условиях, предлагаемых ЦБ РФ);
  • прием на депозит средств банков на основе отдельного соглашения, определяющего условия депозита.

Валютные интервенции

Валютные интервенции — это операции Банка России по покупке или продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля, суммарный спрос и предложение денег, снижения волатильности валютного рынка.

Установление ориентиров роста денежной массы

Таргетирование в широком смысле — это применение доступного спектра экономической политики для ответственного достижения количественных ориентиров целевой переменной. Предметом таргетирования могут выступать валютные курсы, темпы инфляции, денежные агрегаты. Таргетирование денежной массы в настоящее время основано на определении целевых параметров агрегата М2. Этот показатель служит монетарным индикатором, который с определенным краткосрочным временным лагом оказывает влияние на инфляцию.

Прямые количественные ограничения

Прямые количественные ограничения могут применяться ЦБ РФ в исключительных случаях. К ним относятся такие административные методы, как:

  • установление лимитов на предоставление кредитов и привлечение средств;
  • определение видов обеспечения активных операций;
  • введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым банками кредитам;
  • прямое ограничение кредитной маржи.

В настоящее время прямые количественные ограничения ЦБ РФ не применяются.

В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделя ются два основных типа денежнокредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.

Рестрикционная денежнокредитная политика направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков путем повышения уровня процентных ставок. Ее про ведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением го сударственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежнокредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и в целях сглаживания циклических колебаний деловой активности.

Экспансионистская денежнокредитная политика сопровождает ся, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налого вых ставок и понижением уровня процентных ставок.

По масштабам воздействия денежнокредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежнокредитной по литике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.

3.Инструменты и методы денежно-кредитного регулирования

В мировой экономической практике центральные банки используют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики:

Изменение норматива обязательных резервов или так называемых резервных требований

Процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке

Операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке

Операции центрального банка на открытом рынке в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.

Для любых предложений по сайту: [email protected]