Формы и методы инфляционной политики. Антиинфляционная политика: формы и методы

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Для нахождения наиболее правильных путей преодоления инфляции необходимо знать и принимать во внимание исторический опыт борьбы с ней. Конкретные направления антиинфляционной политики зависят от причин, вызывающих инфляцию. Если причинами инфляции является факторы спроса, то проводится политика регулирования цен и доходов. Если инфляция имеет тип издержек, то применяется дефляционная политика. В рамках комплексного антиинфляционного регулирования применяются оба направления, как политика цен и доходов, так и дефляционная политика.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов повышения конкурентоспособности отечественных товаров.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т. д.

Конкретными методами антиинфляционной политики могут быть:

«шоковая терапия»;

Жесткое кредитное регулирование;

Регулирование ценообразования;

Совершенствование бюджетно-налоговой системы;

Регулирование валютного и финансового рынков;

Выпуск государственных ценных бумаг;

Замораживание и индексация вкладов населения и прочие мероприятия. При проведении шоковой терапии должны последовательно

осуществляться три основных этапа:

1. Разгосударствление собственности.

2. Создание конкурентной среды среди товаропроизводителей.

3. Либерализация цен.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет государственный банк, который осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на равновесное развитие экономики, а также смягчение ограничения денежной массы в обращении и улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста наименее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, также как и сокращение объема наличных денег. Улучшение структуры денежной массы предполагает более активное воздействие государства на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

Под жестким кредитным регулированием подразумевается регулирование государством процесса выдачи кредита, направленное на его сокращение, за счет увеличения стоимости кредитных ресурсов, путем повышения размера учетной ставки и норм обязательных резервов по привлеченным средствам, хранимых в центральном банке.

В условиях борьбы с инфляцией одним из решающих фактором является наличие в руках у государства, в лице соответствующих структур, возможности управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при обязательном сохранении применения преимущественно свободных рыночных цен. В любой ситуации, и особенно в условиях инфляции, государству не обойтись без регулирования цен на энергоносители, товары первой необходимости, на продукцию, выпускаемую монопольными структурами, транспортные услуги.

Во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов. Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию бюджетно-налоговой системы путем:

Сокращения количества взимаемых налогов;

Отказа от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

Пересмотра налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен;

Изменения методики налогообложения;

Ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

Регулирования перераспределительных отношений между бюджетами различных уровней.

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса. Основой внешнеэкономической деятельности должно стать развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановки «бегства капитала» за рубеж и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов по этим операциям.

Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации руководителей государства и лидеров политических партий.

Несмотря на универсальный характер большинства методов антиинфляционной политики, на практике должны использоваться те из них, которые наиболее эффективно и точно отражают специфику инфляции в конкретной стране в конкретный момент времени.

Применительно к современной России следует помнить, что природа отечественной инфляции и причины, ее усугубляющие, весьма специфичны и не характерны для стран с классической рыночной экономикой. Здесь тесно переплетаются экономические и политические факторы, денежные и воспроизводственные. Специфика российской инфляции корнями уходит в то время, когда страна вступила на путь рыночных преобразований с инфляцией планово-распределительной системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек.

Уникальный характер российской инфляции требует использования особых методов регулирования, соответствующих современным реалиям ее экономики. Антиинфляционная программа должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях затянувшегося финансового кризиса. Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений, и безусловного выполнения существующего законодательства.


Похожая информация.


Антиинфляционная политика – это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики:

Дефляционная политика или регулирование спроса и политика доходов.

1. Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы и т.д. Суть дефляционной политики заключается в замедлении экономического роста и кризисных явлений.

2. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и зарплатами, путем полного их замораживания или установления пределов их роста.

Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимости от приоритетов, если цель сдерживание экономического роста, то проводится дефляционная политика: если цель – стимулирование экономического роста то предпочтение отдается политике доходов: если необходимо обуздать инфляцию любой ценой, то параллельно используется оба эти метода.

Трактовка инфляции, как состояния вызванного дисбалансом спроса и предложения, оставляет два варианта антиинфляционного регулирования: через ограничение спроса и через стимулирование предложения факторов производства (труда и капитала).

Все предыдущие факторы антиинфляционной политики были ориентированны на ограничение спроса, в этом смысле использование политики стимулирование предложения, для борьбы с инфляцией, является новым вариантом. В качестве антиинфляционных методов в этом варианте предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Целью налоговой политики является уменьшение налогового бремени, которые через изменения относительных цен стимулирует инвестиции и сбережения, что способствует росту предложения. Налоговая политика может использоваться дифференцировано по отношению к различным источникам доходов и суммам доходов. Это создает возможность более узкого воздействия на инвестиционный процесс. Сокращение предельных ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, попадающих под налогообложения а также сокращения государственных расходов, позволяет сократить рост бюджетного дефицита.

Составной частью регулирования предложения является проведение политики доходов на базе налоговой политике, т.е. политике доходов, в которой решение о повышение цен и зарплаты принимается предпринимателями. В основе этих решений лежат налоговые стимулы и льготы, устанавливающиеся государством. Специфика этого варианта политики доходов состоит в минимальном внешнеэкономическом принуждении его соблюдения.

Основные направления налогового регулирования:

1. Изменение налоговых ставок

2. Установление налоговых льгот

3. Мероприятия косвенно влияющие на налоги

Меры, предлагаемые для борьбы с инфляции в рамках теории предложений не новы. Все методы борьбы с инфляцией используются в комплексе, а основу непроворечивости их сочетания создает ориентация на рынок, как ведущий элемент в механизме регулирования экономики.

Основными формами стабилизация денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Стабилизация денежного обращения проводилась при помощи следующих методов:

Нуллификация - объявление об аннулировании сильно обесцененной денежной единицы и введение новой валюты;

Ревальвация - восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы. После отмены золотого содержания проводилась путём повышения официального валютного курса к доллару;

Девальвация - снижение золотого содержания или понижение официального валютного курса к доллару;

Деноминация - метод зачёркивания нулей, т.е. укрупнение масштаба цен.

Методы “шоковой терапии” использовались во многих странах после Второй мировой войны. Сопровождались антиинфляционным средством - конфискационная денежная реформа. После войны в Европе было проведено 24 таких реформы. По методам проведения все денежные реформы делятся на 3 типа:

Обмен бумажных денег по дефляционному курсу с целью уменьшения массы бумажных денег;

Временное - полное или частичное замораживание банками вкладов (как населения, так и предпринимателей);

Сочетание первых 2-х методов, был проведён в Германии в 1948 году и получил название “шоковой терапии”. Широко используется в международной практике как в прошлом, так и в настоящем, в основном при переходе к рыночной экономике. В основе заключены 3 основные идеи:

Рыночные отношения являются единственным средством по излечению всех бед экономики;

Широкое использование свободного ценообразования должно стимулировать создание рыночных структур;

Переход к рыночной экономике неизбежно связан с резким снижением уровня жизни и безработицей.

Эффективность методов “шоковой терапии” зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны от рыночных структур. Если рыночные структуры в стране несколько подготовлены, то складывается механизм ценообразования, т.е. увеличение роста цен приводит к увеличению выпуска определённых видов продукции, товаров, услуг. Быстро ликвидирующийся дефицит товаров и услуг приводит к относительной стабилизации.

Если же в стране чрезмерно разрушены рыночные структуры, то рост цен не ведёт к развитию производства, а принимает характер длительной и высокой инфляции. В этих случаях необходимо применять жёсткие методы. Правительство должно реализовывать антиинфляционную политику - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, которые направлены на борьбу с инфляцией. Различают две линии антиинфляционной политики:

Политика регулирования спроса (дефляционная) - методы по ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм, путём снижения государственных расходов;

Политика доходов - предполагает парный контроль над ценами и зарплатой, путём полного их замораживания или установления пределов их роста. Применяется редко.

Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимости от цели, т.е. если нужно сдержать экономический рост - дефляционная политика, а если стимулировать - политика доходов. Если необходимо сдержать инфляцию любым путём - оба метода сразу.

Таким образом, формы сдерживания роста цен проявляются:

Замораживание цен на определённые товары;

Сдерживание уровня цен в определённых пределах.

Контроль над определённой частью розничных цен, которые поддерживаются дотациями из госбюджета обеспечивает низкий, но стабильный уровень жизни.

Индексация означает компенсацию потерь в результате обесценивания денег.

Конкурентное стимулирование производства включает в себя меры:

Прямого стимулирования предпринимательства путём снижения налогов на предприятии;

Косвенного стимулирования снижение налогов с населения.

Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

Основной формой стабилизации денежной системы будет антиинфляционная политика государства с помощью:

  1. денежной реформы;
  2. государственного регулирования инфляционного процесса.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег, политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:

  1. дефляционной политики;
  2. политики доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Кстати, эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

Стоит сказать - политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Российская инфляция отличается ϲʙᴏеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, кᴏᴛᴏᴩые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Стоит сказать, для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

  • оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
  • разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
  • усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
  • изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
  • стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
  • совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;
  • формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
  • восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении ϲʙᴏбодных рыночных цен;
  • создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
  • изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
  • стимулирование экспертной продукции, в т.ч. вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Главная цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой и ослабить ее негативные социально-экономические последствия.

Основной формой стабилизации денежной системы является антиинфляционная политика государства с помощью:

  1. денежной реформы;
  2. государственного регулирования инфляционного процесса.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Осуществляется она различными методами (нули-фикация, реставрация, девальвация, деноминация) в зависимости от экономического положения страны, степени обесценения денег , политики государства путем принятия единовременного законодательного акта.

Государственное регулирование инфляционного процесса означает комплекс государственных мер, направленных на ограничение роста цен и стабилизацию денежной системы путем:

  1. дефляционной политики;
  2. политики доходов .

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов , повышения процентных ставок за кредит , усиления налогового бремени, ограничения денежной массы. Эта политика в целом ведет к замедлению экономического роста.

Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и оплатой труда путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Российская инфляция отличается своеобразием, что обусловлено условиями ее развития в связи со специфическими причинами, которые слабо реагируют на приводимую государством денежно-кредитную политику. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

  • оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;
  • разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;
  • усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;
  • изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;
  • стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;
  • совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов ;
  • формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т. д.;
  • восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;
  • создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;
  • изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;
  • стимулирование экспертной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.
Для любых предложений по сайту: [email protected]