Финансы как стоимостная категории. Функции финансов

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами -- денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы -- неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги -- это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы -- экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) 1 и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

¦ государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

отдельными звеньями бюджетной системы;

органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны -- вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей -- фонда потребления и фонда накопления -- определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы -- неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса, спада-производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

  • 1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:
  • 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полуденные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

2. Контрольная функция. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы. Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения денег у разных участников общественного производства, и представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов и платежей. Стоимость как категория, первична по отношению к финансам. Последние раскрывают движение стоимости в товарно-денежных отношениях.

Интерес представляет термин "финансы", от латинского "finis" - конец (финиш), окончание платежа, расчет между субъектами экономических отношений (первоначально в Древнем Риме между населением и государством). Позже термин трансформировался в "financia", применявшийся в широком смысле как денежный платеж, а затем - как совокупность доходов и расходов государства и любых хозяйственных единиц, их комплексов.

Важным признаком финансов является денежный характер финансовых отношений. Деньги выступают обязательным условием и основой существования финансов.

Как подсистема производственных отношений экономического базиса;

Как часть отношений при распределении и перераспределении стоимости совокупного общественного продукта в денежной форме;

Как вторичное явление по отношению к денежным отношениям;

Как совокупность денежных отношений, возникающих между государством и субъектами общества, следовательно, материальное производство первично, так как создается стоимость.

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

Процесс воспроизводства осуществляется как взаимосвязанное и взаимозависимое сочетание непрерывно продолжающихся стадий: производства, распределения, обмена и потребления .

По сущности финансов в экономической литературе имеются множество глубоких определений, подходов. В целом сущность финансов определяется как форма производственных отношений, особые экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением части стоимости совокупного общественного продукта (СОП) и национального дохода (НД), образованием и использованием на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.


Другим важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Пройдя все стадии воспроизводственного процесса, общественный продукт преобразуется и, воплощается в три самостоятельных фонда; фонд возмещения, фонд потребления и фонд накопления. В результате часть стоимости продукта вступает в новый кругооборот, а. часть - потребляется и выпадает из дальнейшего движения. Сущность финансов глубоко содержательна и охватывает стадии производства товаров, весь процесс продвижения товаров к потребителю, создание денежных фондов на основе признания стоимости и дальнейшее распределение и перераспределение денежных фондов. Сущность финансов проявляется достаточно полно, если в государстве объективно признаны все экономические и общественные законы в отношениях. Следует знать понятие "необходимость" финансов. Это начало, основа появления базисной категории - финансов.

Объективная необходимость финансов обосновывается рядом основополагающих факторов: существованием товарного производства, развитием товарно-денежных отношений, существованием закона стоимости и распределения благ. Необходимость финансов вызывается объективными обстоятельствами - потребностями общественного развития.

Финансы - экономическая категория, отражающая экономические отношения в процессе создания и использования фондов денежных средств, возникающая в условиях регулярного товарно-денежного обмена в связи с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Исторически доказано, что финансы проявляют себя во взаимосвязи с экономическим строем государства. Государство через финансовую систему концентрирует в своих руках крупные денежные ресурсы, а это оправдано потребностями общества. Для того, чтобы выделить финансы из ряда экономических категорий, важно перейти от рассмотрения явления финансов к познанию их внутреннего содержания. В теории финансов сущность их тесно связана с процессом производственных отношений.

В иерархии общественных отношений денежные отношения относятся к экономическим категориям, которые, в свою очередь, включаются в производственные отношения. Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределения стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте.

Отсюда, важным признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений. Но разнообразие распределительных отношений приводит на второй стадии воспроизводственного процесса к образованию и других экономических категорий: прибыль, кредит, заработная плата, цена. Финансы же существенно отличаются от других указанных категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения.

Необходимость и сущность финансов.

Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах. Быстрый рост расходов капиталистических государств стал толчком развития финансов. Материальную основу финансов составляет национальный доход в денежном выражении. Необходимость финансов в условиях рыночного хозяйства можно объяснить следующими причинами.

1) товарно-денежные отношения и закон стоимости. Реализация продукции, товаров и услуг хозяйствующими субъектами осуществляется путем купли и продажи за деньги.

2) Финансы охватывают все стадии воспроизводственного процесса: производство, обмен, распределение, потребление - и могут оказывать регулирующее воздействие на все его составляющие. Финансы способствуют:

Созданию всем хозяйствующим субъектам условий для самофинансирования и, регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, налоговых вычетов и льгот, установлению минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;

Обеспечению заинтересованности всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инвестиционной и инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов;

Созданию условий доверия для всех экономических субъектов к государству и кредитной системе для обеспечения аккумулирования временно свободных денежных средств и их перераспределения.

Функции финансов.

1) Распределительная (распределяет созданный продукт; с помощью этой функции создаются фонды);

2) Перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);

3) Регулирующая (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его);

4) Контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товары).

Понятие и состав финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширение воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Финансы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финансовые ресурсы не определяют сущность финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов.

Состав финансовых ресурсов:

1) собственные средства: а) на уровне предприятий и домохозяйств - прибыль, зарплата, доходы домохозяйств; б) на уровне государства - доходы от госпредприятий, приватизации, а также от внешнеэкономической деятельности;

2) мобилизованные на рынке: а) на уровне предприятий и домохозяйств - продажа-покупка ценных бумаг, банковский кредит; б) на уровне государства - эмиссия ценных бумаг и денег, государственный кредит;

3) средства, поступившие в порядке перераспределения: а) на уровне предприятий и домохозяйств - проценты и дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; б) на уровне государства - обязательные платежи (налоги, сборы, пошлины).

Финансовая система Российской Федерации и характеристика ее звеньев.

Финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственную бюджетную систему;

Внебюджетные специальные фонды;

Государственный кредит;

Фонды страхования;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Финансовый механизм и его виды.

Финансовый механизм – инструмент финансовой политики, представляющий собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В зависимости от степени регулирования со стороны государства финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий .

Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д.). Регулирующий определяет основные направления функционирования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Структура финансового механизма включает в себя:

Финансовое регулирование;

Финансовое стимулирование;

Финансовые рычаги;

Нормативное и правовое обеспечение;

Информационное обеспечение.

Финансовое регулирование представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народно-хозяйственных пропорций.

Финансовые рычаги представляют собой приемы, при которых финансы воздействуют на экономику государства и прежде всего на его нижнее звено – предприятия.

Правовое и нормативное обеспечение включают в себя:

Законы (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Единую бюджетную классификацию, Закон о госбюджете и пр.);

Указы Президента РФ (по налогообложению);

Постановления Правительства РФ;

Приказы и письма министерств и ведомств;

Устав юридического лица.

Механизм финансового регулирования дает возможность государству сформировать такие условия для субъектов финансового механизма, которые бы принудили их действовать в соответствии с необходимыми для общества направлениями. Такое регулирование проводится с помощью инструментов фискальной, бюджетной, налоговой политики и др.

Типы финансовой политики.

Выделяют следующие типы финансовой политики: классический, регулируемый, неоклассический, планово-директивный и монетарный.

Основа классической финансовой политики - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Регулируемый тип. Главный механизм налогового регулирования - подоходный налог. Основные рычаги вмешательства государства в экономику - государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные и службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль за поступлением налогов, управление государственным долгом.

Неоклассический тип - произошел возврат к основным принципам классической финансовой политики, существенно пересмотренным и модифицированным. В результате такого регулирование становится многоцелевым. То есть кроме экономического роста и занятости, государство регулирует социальную политику, структурную перестройку государства. Существенное внимание уделяется вопросам денежного обращения. Главной целью становится уменьшение объёмов национального дохода, перераспределяемого через финансовую систему; снижение бюджетного дефицита; стимулирование объёмов сбережений, стимулирование развития предпринимательства. Снижения налогового бремени.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех не используемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Монетарная политика - это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определённые специфические механизмы работы, направлены на достижение определённых макроэкономических целей».

Основными инструментами монетарной политики являются учётная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.

Министерство финансов как орган управления финансами в Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) - федеральное министерство РФ, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в РФ.

Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб: Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Основные задачи: выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферы, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей (в части исчисления и порядка уплаты), включая определение таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Основные функции:

Разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

Разработка проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

Разработка проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

Координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

Управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссию государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

Разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Цель - своевременное получение всей информации о ходе процесса управления финансами на микро и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений.

Основные задачи:

Обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;

Выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств;

Рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;

Соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;

Повышение эффективности финансовой политики государства.

Основные элементы: объект и субъект; информационное, правовое и методическое обеспечение; механизм; принципы; меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура финансового контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля и т.п.

Наиболее важным элементом в системе финансового контроля являются субъекты контроля, так как они в соответствии с действующим законодательством непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за свои действия.

Субъектами финансового контроля являются специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах хозяйствования и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

Осуществление финансового контроля предполагает наличие ответственности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления, а также органов, осуществляющих финансовый контроль, и их должностных лиц.

Доходы бюджета.

Государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:

Налогов

Неналоговых доходов

Доходов целевых бюджетных фондов

К неналоговым доходам относятся доходы:

От использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

От продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

От платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;

В виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

Иные неналоговые доходы.

В систему налоговых платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.

Прямые налоги - это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.

Косвенные налоги - основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.

Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Прямые налоги - вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. К косвенным налогам , составляющим до 70−90% от всех налоговых поступлений в государственный бюджет, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС); акцизы ; таможенные пошлины и сборы . При этом важное значение в этой группе имеет НДС (до 40% в группе косвенных налогов).

Расходы бюджета.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Делятся на капитальные и текущие .

Капитальные расходы бюджетов , предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, классификацией расходов бюджетов РФ.В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития.

Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов (а) органов исполнительной власти и (б) органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в формах:

Средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

Ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

Бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

Субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

Инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

Кредитов иностранным государствам

Средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Самофинансирования

означающий приоритет собственных источников финансирования как стратегии управления финансовыми ресурсами предприятия в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства.

Функции кредита.

1. Перераспределительная - перераспределение стоимости может происходить по территориальному и отраслевому признакам. Для кредита не имеет значение расположение кредитора и заемщика. Такие перераспределения стоимости называются межтерриториальными. Межотраслевое перераспределение при помощи кредитора происходит когда стоимость передается от кредитора представляющего одну отрасль заемщику предприятию др. отрасль.

2. Замещение действительных денег. Перечисление денег с одного счета на другой в связи с безналичными расчетами за товар и услуги, зачет взаимной задолженности дает возможность сократить налично-денежные платежи, улучшить структуру денежного оборота. В настоящее время действительные деньги (из золота и серебра) не обращаются. В обращении находятся денежные знаки выпускаемые на основе кредита.

Виды и формы кредита.

1. Банковский кредит. Банковский кредит представляет собой, с одной стороны, денежную сумму, предоставляемую банком на определённый срок и на определённых условиях, а с другой стороны - определённую технологию удовлетворения заявленной заёмщиком финансовой потребности. Во втором случае банковский кредит представляет собой упорядоченный комплекс взаимосвязанных организационных, технико-технологических, информационных, финансовых, юридических и иных процедур, которые составляют целостный регламент взаимодействия банка в лице его сотрудников и подразделений с клиентом банка по поводу предоставления денежных средств. Осуществляется в форме выдачи ссуд, учёта векселей и других формах.

1) По сроку погашения: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.

2) По способу погашения: - погашаемые одной суммой в конце срока; - погашаемые равными долями через равные промежутки времени; - погашаемые неравными долями через различные промежутки времени.

3) По способу взимания ссудного процента: - плата в момент погашения ссуды; - плата равномерными взносами в течение всего срока действия кредитного договора; - оплата в момент выдачи кредита.

4) По наличию обеспечения: - доверительные (необеспеченные) ссуды; - обеспеченные ссуды; - ссуды под финансовые гарантии третьих лиц.

5) По целевому назначению: - общественного характера; - целевые кредиты.

6) По форме предоставления кредита: 1. Ссуды в безналичной форме: - зачисление безналичных денег на соответствующий счет заёмщика, в том числе реструктуризация ранее выданного кредита и предоставление нового;- кредитование с использованием векселей банка;- в смешанной форме (сочетание 2-х предыдущих вариантов).2. Ссуды в налично-денежной форме (как правило, физическим лицам).

7) По технике предоставления кредита: - одной суммой;- в виде овердрафта;- в виде кредитной линии.

8) По способу предоставления кредита: - индивидуальный кредит (предоставляемый заёмщику одним банком);- синдицированный.

9) По категориям потенциальных заёмщиков: - Аграрные ссуды; - Коммерческие ссуды;- Ссуды посредникам на фондовой бирже; - Ипотечные ссуды владельцам недвижимости; - Межбанковские ссуды; - Кредит для юридических лиц; - Кредит для физических лиц.

2. Коммерческий, потребительский, государственный. Коммерческий кредит - разновидность кредита, суть которого состоит в передаче одной стороной (кредитором) другой стороне (заёмщику) денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками. Современный коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый предприятиями друг другу.

Потребительский кредит - кредит, предоставляемый непосредственно гражданам (домашним хозяйствам) для приобретения предметов потребления.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. , государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Международный кредит - движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и уплаты процентов.

Принципы кредитования.

Кредит - это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.

Основными принципами кредитования являются: возвратность, срочность и платность. Возвратность предполагает, что переданные в долг ценности в оговоренной заранее форме (кредитном соглашении), чаще всего денежной, будут возвращены продавцу кредита (кредитору). Нарушение принципа возвратности может нанести непоправимый ущерб кредитору, поэтому в современных условиях в кредитных соглашениях принято оговаривать способы страхования кредитного риска. Целевая направленность кредитования обеспечивает возвратность и платность ссуды. Срочность кредитования - это естественная форма обеспечения возвратности кредита. Она означает, что ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок. Обеспеченность кредита - дополнительный принцип кредитования, который всегда включается в кредитное соглашение. С принятием закона "О банках и банковской деятельности" коммерческие банки получили возможность выдавать своим клиентам кредиты под различные формы его обеспечения. Принцип платности кредита означает, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.

Методы кредитования.

В современной российской практике применяются два основных метода кредитования: целевая ссуда и кредитование расчетного счета . Сущность первого метода состоит в том, что ссуда выдается на удовлетворение определенной целевой потребности в финансовых ресурсах. Целевая ссуда может быть предоставлена в форме возобновляемой и не возобновляемой кредитной линии. При втором методе ссуды предоставляются в пределах установленного банком для заемщика лимита. Данный лимит используется заемщиком по мере потребности путем оплаты предъявляемых к его расчетному счету платежных документов в течение определенного периода.

Финансы как стоимостная категория – совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворение соц. и других потребностей.

В пособии рассматриваются основные вопросы по тематике курса «Финансы»: экономическое содержание и назначение финансов, управление капиталом, активами и обязательствами, финансовый анализ и многое другое. Второе издание значительно обновлено, рассмотрены вопросы из новой тематики, учтены самые последние изменения российского законодательства. Книга рассчитана на студентов и будет незаменима при подготовке к экзамену и выполнению дипломных работ по данному курсу.

Из серии: Завтра экзамен!

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансы (В. В. Бочаров, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Экономическая природа финансов

Ответ

Рыночное (товарное) хозяйство при всем многообразии его моделей, известных мировой практике, характеризуется государственным регулированием экономических процессов. Важная роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в системе их регулирования принадлежит финансам. Они составляют неотъемлемую часть рыночных отношений и одновременно выполняют роль инструментария, с помощью которого реализуется политика государства в сфере экономики.

Финансы - объект изучения науки, исследующей закономерности развития общественных отношений, представленных в данной стоимостной (экономической) категории. Объект изучения - государственные и муниципальные (публичные) финансы и финансы отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий и корпораций). С помощью публичных финансов изучают процесс формирования и использования государственных доходов и расходов. Объектом изучения финансов экономических субъектов выступает образование и использование их капитала, доходов и денежных фондов (потребления, накопления и резервных).

Государство выступает не только как собственник определенной части имущества, но и в качестве агента производства – хозяйствующего субъекта (финансовая поддержка из федерального и региональных бюджетов приоритетных отраслей хозяйства, науки, экспорта товаров, закупок сельскохозяйственной продукции, образования, здравоохранения и др.).

Развитие денежных отношений, выраженных финансами, происходит по относительно частным закономерностям. Перечислим основные из них.

1. Финансовые отношения непосредственно порождаются государством, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, амортизация, прибыль) обусловлены ведением товарного хозяйства. Поясним данную закономерность.

Развитие финансовых отношений - объективная необходимость, возникающая с появлением государства на определенных этапах развития общества.

Объем денежных ресурсов, которыми располагает государство, в конечном итоге зависит от экономических условий на внутреннем и внешнем товарном и финансовом рынках.

Государство не может произвольно строить систему финансов, поскольку даже формы финансовых отношений определяются экономическими условиями, что непосредственно влияет на состав и структуру государственных доходов и расходов (фонд бюджетных средств).

Государство вправе устанавливать только такие налоги и сборы, которые соответствуют действию объективных экономических законов и потребностям развития производительных сил и производственных отношений.

Налоговым кодексом РФ с 01.01.2008 г. установлено 15 федеральных, региональных и местных налогов и сборов вместо 43 прежних. Снижены ставки налога на прибыль, НДС и тарифы взносов в государственные внебюджетные фонды.

Государство, учитывая существенное влияние финансов на экономику, часто использует их для усиления воздействия на экономический рост (увеличение темпов роста валового внутреннего продукта, занятости населения и снижение темпов инфляции).

2. Важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений в общей совокупности экономических связей. Чем шире представлена эта сфера, тем большее значение в хозяйственной системе имеют финансы.

3. Финансы выражают денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов (фонда бюджетных средств и денежных фондов хозяйствующих субъектов).

4. Регулирующая деятельность государства, связанная с практическим использованием финансов, обособляется в его финансовую политику, которую проводят специальные уполномоченные на это органы государственной власти (Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Финансовая служба по финансовым рынкам при Правительстве РФ и др.).

5. Финансы в своей развитой форме включают не только государственные и муниципальные финансы, но и государственный кредит, обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга, финансы предприятий и корпораций.

Приведенные закономерности позволяют характеризовать финансовые отношения как относительно самостоятельную экономическую науку, которая выражает практическое использование финансов в общественном воспроизводстве. Данная наука изучает их содержание, формы проявления, закономерности развития и роль в хозяйственной системе. Базой для построения данной науки служит экономическая теория.

Основные признаки финансов

Ответ

История становления и развития финансов свидетельствует о том, что им свойственны следующие признаки:

Денежный (стоимостной) характер финансовых отношений;

Фондовый характер финансовых отношений, выражающих категорию «финансы»;

Связь финансовых отношений с образованием доходов и поступлением средств, принимающих форму финансовых ресурсов;

Государственное регулирование финансовых отношений.


Дадим краткую характеристику каждого признака.

1. Финансовые отношения между экономическими субъектами и государством носят денежный характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминировавших в эпоху рабства и феодализма. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного (капиталистического) хозяйства.

Финансы опосредуют распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводства – распределения стоимости ВВП в денежной форме (рис. 1.1).

На данной стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров, что вызвано ее отчуждением (переходом от одного владельца к другому – государству – в форме косвенных налогов) или целевым разделением каждой части стоимости в рамках одного владельца – хозяйствующего субъекта – на фонды возмещения, потребления и прибыль. Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме без встречного эквивалента – товара.

Следует отметить, что на третьей стадии (обмен) распределенную стоимость в денежной форме обменивают на товарную, т. е. происходит акт купли-продажи товара по рыночным ценам (Т – Д; Д – Т). Товарообменные операции обслуживают две категории:

Деньги как всеобщий эквивалент, в результате чего общественный продукт распределяют между субъектами воспроизводства;

Цена, на основе которой происходит количественное соизмерение стоимости в денежной и товарной формах.


Других стоимостных инструментов для процесса обмена не требуется.

Сфера возникновения и функционирования финансов – вторая стадия общественного воспроизводства, где происходит распределение ВВП по целевому назначению (на фонды возмещения, потребления и накопления) и субъектам хозяйствования. Благодаря финансам осуществляются многообразные процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях народного хозяйства и в социальной сфере.

Распределение (перераспределение) стоимости ВВП с помощью финансов сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов. Они составляют материальную основу финансов. Финансовые ресурсы образуются у хозяйствующих субъектов за счет доходов от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и прочих поступлений. Часть их передают государству в форме налогов и сборов и концентрируют в составе бюджетного и внебюджетных фондов. Поэтому финансовые ресурсы выступают материальным носителем финансовых отношений в национальном хозяйстве.

Рис. 1.1. Движение ВВП по стадиям (фазам) воспроизводственного процесса


2. Финансовые ресурсы используются через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и нефондовая форма их расходования – например, сметная форма финансирования в бюджетных учреждениях. Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет:

Теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями государства;

Сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного производства;

Теснее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства.

3. Финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий, кроме финансов, не обладает таким материальным носителем.

4. Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее регулируются государством посредством:

Налогов и налоговых льгот;

Финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства;

Начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам;

Процентов по государственным ценным бумагам;

Учетной ставки Центрального банка России;

Тарифа взносов в государственные внебюджетные фонды;

Минимальной величины уставного и резервного капитала акционерных обществ закрытого и открытого типа;

Разработки процедур регулирования несостоятельности (банкротства) предприятий и т. д.


Денежные отношения, выражаемые финансами, государство объединяет в единую систему формирования и расходования централизованного фонда финансовых ресурсов (бюджетного фонда).

Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение: финансы выражают систему денежных отношений, регулируемых государством в целях формирования и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения различных общественных потребностей. Данное определение является наиболее общим, характеризующим финансы как стоимостную (экономическую) категорию.

Наряду с общегосударственными финансами важное звено системы финансов России составляют финансы предприятий различных форм собственности (хозяйственных товариществ и обществ, государственных унитарных предприятий, производственных кооперативов, финансово-промышленных групп, холдингов и других коммерческих организаций). Финансы предприятий и корпораций выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов.

К основным видам денежных (финансовых) отношений относят связи: с внешними и внутренними контрагентами, с банковской системой, с бюджетной системой и государственными внебюджетными фондами и др.

Функции финансов

Ответ

Конкретное содержание и общественное назначение финансов проявляется в их функциях. Следует помнить, что функция должна быть специфичной, свойственной данной стоимостной категории. Нельзя смешивать экономическую категорию как форму проявления ее общественного назначения с результатом ее практического использования в воспроизводстве.

Некоторые исследователи отводят финансам две функции: распределительную и контрольную. При этом сторонники распределительной концепции считают, что финансы воздействуют на производство опосредованно (косвенно), через отношения распределения стоимости ВВП. Они оказывают существенное влияние на экономическую сторону производства при распределении денежной формы стоимости общественного продукта и национального богатства.

Сторонники перераспределительной концепции полагают, что финансовые отношения возникают главным образом при перераспределении доходов хозяйствующих субъектов и государства, придавая им императивную (государственно-властную) форму. Автор данной концепции профессор Э. А. Вознесенский наделял финансы тремя следующими функциями: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная.

Наконец, сторонники воспроизводственной концепции добавляют к распределительной и контрольной третью функцию – обслуживание индивидуального кругооборота средств хозяйствующих субъектов. Последний совершается по формуле:

Д-Т… П… Т"-Д",

где Д – первоначально авансированные в производственный процесс денежные средства; Т – товарная форма стоимости (стоимость товарных запасов на складе); П – производительная форма стоимости (затраты в незавершенном производстве); Т" – товарная форма стоимости, полученная в результате процесса производства (стоимость готовой продукции на складе и в отгрузке); Д" – денежная форма стоимости в виде выручки от продажи товаров, включая прибыль.

Полагаем, что денежные отношения, возникающие в процессе индивидуального кругооборота средств хозяйствующих субъектов, отражают ключевую роль, выполняемую финансами предприятий и корпораций.

Перечисленные функции финансов не раскрывают их специфики как стоимостной категории, поскольку индивидуальный кругооборот средств опосредуют не только финансы, но и деньги, кредит, оборотные средства. Поэтому в условиях рыночного (товарного) хозяйства правомерно признать за финансами наличие трех функций:

1) формирование капитала, доходов и денежных фондов;

2) использование капитала, доходов и денежных фондов;

3) контрольная функция.


Первая из них (формирование капитала, доходов и денежных фондов) служит необходимым условием непрерывности осуществления воспроизводственного процесса. За счет первичного распределения выручки от продажи товаров образуются специальные фонды предприятий и корпораций (потребления, накопления и резервные), находящие отражение в финансовых планах (бюджетах).

В процессе перераспределения выручки от реализации все ее элементы (С + V + М ) позволяют формировать следующие доходы государства:

1) из фонда возмещения (С ) уплачивают налоги, включаемые в издержки производства и обращения (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов);

2) из фонда оплаты труда (V ) по установленным тарифам уплачивают единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет для образования государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования);

3) за счет прибыли (М ) вносят в бюджетный фонд налог на прибыль и иные обязательные платежи, относимые на счет «Прибыли и убытки».


Использование капитала, доходов и денежных фондов на цели, предусмотренные в финансовом плане (бюджете) предприятия, составляет экономическое содержание второй функции финансов. В процессе использования его доходов происходит:

Их распределение, т. е. первичное разделение на составляющие элементы (С + V+ М );

Перераспределение – при уплате налога на прибыль в бюджетный фонд государства;

Конкретное расходование образованных за счет прибыли и других финансовых источников денежных фондов, которое сопровождается встречным движением стоимости в товарной форме (Д – Т и Т – Д).


Возьмем, например, получение проектно-сметной документации, приобретение материалов и оборудования для строительства объектов за счет средств, направляемых на капитальные вложения. В этой функции финансы способствуют превращению денежной формы стоимости в товарную и обратно. Государство за счет полученных доходов (в форме налогов и сборов) осуществляет их расходование на цели, предусмотренные в федеральном и региональных бюджетах.

В третьей (контрольной) функции финансы используют для контроля за соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий (корпораций) и государства. Данная функция базируется на движении финансовых ресурсов при уплате налогов и сборов в бюджетный фонд. Она также предоставляет государству возможность воздействовать на конечные финансовые результаты деятельности хозяйствующих субъектов.

Инструментом реализации контрольной функции выступает финансовая информация, которая содержится в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она служит исходной базой для расчета аналитических финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, платежеспособность, доходность, деловую и рыночную активность хозяйствующих субъектов. Эти показатели позволяют оценить результаты хозяйственной деятельности предприятий и наметить меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Поскольку эта информация отражается в количественных характеристиках (объем продаж, инвестиции, активы, собственный капитал, чистые активы, прибыль и др.), остро встает вопрос о ее достоверности. Только при таких условиях можно принимать обоснованные управленческие решения.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может быть реализована на практике с большей или меньшей полнотой. Степень и полнота реализации во многом зависят от состояния финансовой дисциплины в экономике. Финансовая дисциплина - это обязательные для всех хозяйствующих субъектов и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдение установленных правил выполнения финансовых обязательств и совершения операций. Контрольная функция обусловлена наличием у финансов других функций и тесно с ними взаимосвязана.

Зарубежные концепции финансов

Ответ

Западная финансовая теория состоит из ряда концепций, рассматриваемых в рамках финансового менеджмента и корпоративных финансов и представляющих систематизированный подход к изучению вопросов формирования и использования капитала и денежных потоков компании с учетом фактора времени, а также набора количественных моделей. К ним можно отнести следующие:

Дисконтирование денежных потоков (Discounted Cash Flow, DCF );

Теорию структуры капитала;

Влияние дивидендной политики на курс акций компании-эмитента;

Теорию портфеля и оценку доходности финансовых активов (Capital Asset Pricing Model, САРМ );

Ценообразование опционов;

Временную ценность денег;

Теорию агентских отношений и др.


С помощью этих моделей анализируют и оценивают все альтернативные варианты и претворяют в жизнь финансовые решения по управлению оборотным капиталом, финансированию инвестиционных проектов, выплате дивидендов акционерам компании и др. За обоснованность принятия подобных решений ответственность несет финансовый директор фирмы. Посредством эффективного управления и распределения капитала он влияет на благосостояние собственников (акционеров) компании, ее жизнеспособность на товарном и финансовом рынках, а следовательно, и развитие.

Среди зарубежных ученых-экономистов наиболее удачное определение финансов дали Э. Боди и Р. К. Мертон: «Финансы (finance) – это наука о том, каким образом люди управляют расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени». Авторы подчеркивают, что финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы:

Не совпадают во времени;

Не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим.


Таким образом, эти исследователи прагматично отождествляют финансы как стоимостную категорию с финансовыми решениями по заключению коммерческих сделок и управлению активами, пассивами и рисками компании.

Э. Боди и Р. К. Мертон считают, что, приняв конкретное финансовое решение, предприниматель воплощает его с помощью финансовой системы (financial system ), которая представляет собой совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения сделок, обмена активами и рисками. Финансовая система включает в себя рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов; финансовых посредников, т. е. фирмы, предлагающие разнообразные услуги (например, консультационные, информационные и пр.), и учреждения, регулирующие деятельность всех этих организаций.

Роль финансов в воспроизводственном процессе

Ответ

Роль финансов состоит в том, чтобы приспособить пропорции производства к нуждам производственного и личного потребления, а также обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в финансовых ресурсах. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры финансовых источников, оставляемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

На макроуровне с помощью финансов обеспечивают:

Общественный кругооборот фондов на расширенной основе;

Создание общегосударственного фонда финансовых ресурсов (в форме бюджетных средств);

Регулирование отраслевой и территориальной структуры производства;

Стимулирование быстрейшего внедрения научно-технических достижений в экономику, т. е. перевод ее на инновационный путь развития;

Удовлетворение других общественных потребностей (социальная сфера, оборона страны, поддержание правопорядка и т. д.) в финансовых ресурсах.


На микроуровне (на уровне предприятий и корпораций) роль финансов сводится к следующему:

Обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т. е. смены форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости трансформируется в товарную, и после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от продажи товаров);

Распределение выручки от продажи товаров (работ, услуг) после уплаты косвенных налогов в фонд возмещения материальных затрат (включая амортизационные отчисления), фонд оплаты труда (включая взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога) и чистый доход, выступающий в форме прибыли;

Перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет (налог на прибыль и иные уплачиваемые из прибыли платежи) и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятий на их нужды;

Использование прибыли, оставляемой в хозяйстве (чистой прибыли), на фонды потребления, накопления и резервный, а также на другие цели, предусмотренные в финансовых планах (бюджетах);

Контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т. е. за состоянием платежеспособности и ликвидности баланса предприятия.


Модель распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг), применяемая в России, представлена на рис. 1.2.

Таким образом, необходимость в финансах вызвана потребностями общественного развития на любом его этапе. Государство, принимая во внимание объективную необходимость финансовых отношений, вправе применять различные формы их использования, вводить или отменять различные виды налогов и сборов, изменять формы использования финансовых ресурсов и др.

Рис. 1.2. Элементы выручки от продажи товаров (работ, услуг), используемые российскими предприятиями

Взаимосвязь финансов с другими стоимостными категориями

Ответ

Начальным моментом возникновения финансовых отношений служит процесс первичного распределения стоимости готового продукта на составляющие элементы (фонды возмещения, оплаты труда и прибыль) и образование различных доходов у хозяйствующих субъектов и государства. Для начала данного процесса созданная в производстве стоимость готового продукта должна быть реализована. Экономическим инструментом, с помощью которого стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.

Производители реализуют готовые продукты потребителям по рыночным ценам. Однако в этих ценах не фиксируются поэлементные пропорции разделения стоимости продукта на фонды возмещения, оплату труда и прибыль. Поэтому стоимость реализованного продукта количественно распределяют на указанные элементы с помощью финансов. В процессе оперативного управления финансовой деятельностью предприятий разрабатываются бюджеты доходов и расходов, платежные балансы и другие плановые документы, где фиксируются пропорции разделения выручки от продажи товаров на составляющие элементы. Следовательно, цена и финансы тесно взаимосвязаны: цена служит финансовым методом распределения стоимости, а финансы, основываясь на пропорциях распределения, которые сложились под влиянием цен, являются инструментом, реализующим данные пропорции. Одновременно финансы позволяют корректировать эти пропорции с учетом экономических условий, сложившихся в стране.

Наряду с финансами в стоимостном распределении общественного продукта участвует и кредит. Общие черты (их денежный характер, участие в обслуживании индивидуального кругооборота фондов предприятий), присущие этим категориям, свидетельствуют об их близости, родственной экономической природе. Вместе с тем характер их функционирования в общественном воспроизводстве различен. Кредит, в отличие от финансов, осуществляется на платной и возвратной основе.

Любая ссуда, предоставленная заемщику, должна быть возвращена кредитору (вместе с процентами) после истечения срока, установленного в кредитном договоре. Возвратность и платность – важнейшие признаки кредита.

Процент за кредит показывает его цену, которая складывается под влиянием спроса и предложения на кредитные ресурсы на рынке ссудного капитала. Наконец, в отличие от финансов кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом. С его помощью удовлетворяются потребности хозяйствующих субъектов в платежных средствах, находящихся в обращении; регулируется денежный оборот предприятий. Тесная взаимосвязь финансов и кредита обусловливает органическое сочетание финансового и кредитного методов финансирования потребностей расширенного воспроизводства. Основными объектами совместного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс являются основной и оборотный капитал субъектов хозяйствования.

В распределении стоимости общественного продукта помимо финансов участвует и заработная плата (оплата труда). Данная форма распределения связана с формированием личных доходов работников исходя из количества и качества затраченного ими труда. Заработная плата выражается в денежных средствах, поступающих в собственность отдельных работников и используемых ими для удовлетворения личных потребностей.

Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений находятся в распоряжении хозяйствующих субъектов и государства и предназначены для удовлетворения различных общественных потребностей. На микроуровне финансовым источником для выплаты заработной платы служит денежная выручка от реализации товаров (работ, услуг), поступающая на расчетные счета субъектов хозяйствования в банках. Однако выплату заработной платы персоналу предприятий не относят к финансовым отношениям.

Взаимосвязь финансов и прибыли заключается в том, что в последней стоимостной категории материализованы финансовые отношения субъектов хозяйствования с государством и контрагентами, например по выплате налога на прибыль в бюджетный фонд, дивидендов акционерам и др. Кроме того, прибыль - один из основных источников образования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов и государства.

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса

Ответ

Под финансовым обеспечением воспроизводственного процесса понимают финансирование затрат на него за счет финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов и государства.

Систематическое формирование финансовых ресурсов и их рациональное использование имеют приоритетное значение для развития производства и обеспечения потребностей социальной сферы. Снижение объема данных ресурсов, как правило, сокращает возможности развития экономики и решения первоочередных финансовых задач. Оно приводит к падению инвестиционной активности в производственной и социальной сферах, уменьшению объема фонда потребления в составе ВВП. Финансовые ресурсы представляют собой общий объем доступных для расходования денежных средств, образующихся у субъектов хозяйствования и государства. Источником их формирования у первых является главным образом прибыль и амортизационные отчисления; во втором случае – налоги, сборы, внутренние займы и другие поступления в бюджетный фонд.

Объем и структура финансовых ресурсов непосредственно зависят от степени развития и эффективности производства. Чем выше масштабы производства в стране, тем больше (при прочих равных условиях) эти объемы. Поэтому величина ресурсов, инвестируемых в производство, создает объективные условия для его роста на базе современных технологий.

В образовании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости общественного продукта, и прежде всего – амортизационные отчисления и прибыль. По своей экономической природе амортизация - это процесс постепенного переноса стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их износа на производимую продукцию, превращения при ее реализации в денежную форму (в составе выручки от продажи товаров) и накопления ресурсов для последующего воспроизводства амортизируемых активов (имущества). Амортизационные отчисления - целевой источник финансирования капиталовложений, который до начала их осуществления имеет характер свободных денежных средств. Начисленную сумму амортизации основного капитала за отчетный период определяют как величину кредитового оборота по счету «Амортизация основных средств». Начисленные и включенные в издержки производства суммы амортизации поступают на расчетные счета предприятий в составе выручки от реализации, образуя тем самым часть притока денежных средств по текущей деятельности. Дальнейшее ее использование происходит с учетом потребности в обновлении отдельных элементов основного капитала. Возможность использования для обслуживания текущего денежного оборота невостребованной амортизации не изменяет ее экономической природы и предназначения – она отражает кругооборот основных средств, скорость и интенсивность использования, а также возможность их воспроизводства в конкретных условиях хозяйственной деятельности. Объем амортизационных отчислений зависит от стоимости основных средств и принятых норм их амортизации.

Прибыль - одна из ключевых стоимостных (экономических) категорий, которая принимает форму чистого дохода и отражает конечный финансовый результат деятельности предприятий. В отчете о прибылях и убытках показывают несколько видов прибыли, функционально связанных между собой: валовую прибыль; прибыль от продаж; прибыль до налогообложения (бухгалтерскую прибыль) и чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия после налогообложения. Однако каждый из видов имеет самостоятельное значение и может быть использован в управлении финансами хозяйствующего субъекта для решения определенного круга задач, так как на величину любого из них влияют факторы, характерные для данного вида.

Прибыль служит источником покрытия разных по экономическому содержанию и целевому назначению потребностей. В процессе ее распределения и использования учитываются интересы государства, предприятия, его контрагентов, связанных с ним договорными отношениями, а также отдельных работников. Российское законодательство регламентирует распределение прибыли, поступающей в бюджеты всех уровней в виде налогов и иных обязательных платежей. Распределение оставшейся после этого чистой прибыли находится в компетенции руководства предприятия. Ориентиром здесь может быть состояние основного капитала (степень его физического и морального износа), потребность в пополнении оборотного капитала, необходимость выполнения финансовых обязательств перед акционерами и облигационерами (если предприятие является эмитентом корпоративных ценных бумаг) и т. д.

Для формирования финансовых ресурсов могут быть использованы не только внутренние, но и внешние источники финансирования – средства, мобилизуемые на рынке капитала (банковские кредиты, облигационные займы, эмиссия акций и др.).

Многообразие финансовых отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения ВВП, обусловливает наличие разных видов финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления, налоги и сборы, страховые взносы, поступления от внешнеэкономической деятельности и т. д.). Возможности их роста определяет не только объем ВВП, но и его структура, динамика увеличения составляющих элементов.

Финансовые ресурсы необходимы хозяйствующим субъектам прежде всего для финансирования капитальных вложений, пополнения оборотного капитала, обеспечения потребностей социального характера, проведения природоохранных мероприятий и др. Осуществление указанных расходов за счет финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными средствами процесс воспроизводства на микроуровне.

Макроэкономические потребности общественного производства финансируются за счет централизованных ресурсов, накапливаемых в бюджетном фонде. Бюджетные средства направляют на поддержку приоритетных отраслей экономики, социальной сферы, нужд обороны и органов управления и правопорядка. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую, функциональную и целевую направленность, что находит отражение в федеральном, региональных и местных бюджетах.

Финансы как инструмент регулирования экономики

Ответ

Экономика России - это сложный комплекс отраслей, видов производств и территорий, которые развиваются неравномерно. Потребности общества в материальных благах изменчивы, а производство стремится их удовлетворить. Между тем динамичное развитие национального хозяйства возможно лишь при условии тесной взаимосвязи между субъектами хозяйствования. Согласованное функционирование отдельных звеньев экономики обеспечивается посредством ее регулирования. В рыночных условиях оно достигается с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

На микроуровне регулирование экономики происходит путем использования хозяйствующими субъектами метода самофинансирования (саморегулирования), т. е. главным образом за счет внутренних финансовых источников (чистой прибыли и амортизационных отчислений). Однако и в этом случае возможно привлечение дополнительных денежных средств с финансового рынка. Перераспределение финансовых ресурсов происходит и в вертикально интегрированных структурах (ФПГ и холдингах) между их участниками.

На практике часто возникает необходимость в использовании дополнительных методов регулирования экономики посредством государственного вмешательства в экономические процессы. Оно обусловлено решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества (поддержка из федерального бюджета приоритетных отраслей экономики, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов, социальных программ и т. д.). Вмешательство государства базируется на применении законодательными и исполнительными органами власти стоимостных методов воздействия на процессы общественного развития. Используя бюджетную, налоговую, инвестиционную, таможенную политику, государство формирует контрольный механизм влияния на экономику, побуждая хозяйствующих субъектов осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют общественные потребности в товарах и услугах. Однако государственное регулирование имеет объективно обусловленные границы, за пределами которых может произойти ослабление экономических стимулов, снижение эффективности функционирования всего хозяйственного механизма.

В регулировании экономики принимают участие различные звенья системы финансов: федеральный и региональные бюджеты, государственный кредит, страхование, корпоративные финансы и др. Специфика данных звеньев обусловливает неодинаковый характер их воздействия на стоимостные пропорции в национальном хозяйстве. Так, возможности федерального и субфедеральных бюджетов используются для регулирования отраслевых и территориальных пропорций; корпоративные финансы – для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов. Широкое использование финансов в этом процессе создает потенциальные возможности для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства в необходимом государству направлении.

Финансы как стоимостная категория. Признаки финансов

В системе стоимостных экономических отношений существенное место занимают отношения, регулируемые государством. Они относятся к особой экономической категории, называемой финансовыми .

Термин «финансы» берет свое начало от латинского «financia» - наличность, доход. В толковом словаре В.И. Даль определил термин «финансы» как «все, что касается до прихода и расхода государства» .

В энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона, 1909г. дается следующее определение финансов: «финансы - совокупность материальных средств, необходимых для удовлетворения потребностей государства и различных общественных союзов» .

Основные предпосылки появления финансов - наличие товарно-денежных отношений и государства, которому для выполнения возложенных на него функций необходимы денежные средства.

Признаки финансов как стоимостной экономической категории

Перечислим признаки, которыми обладают финансы в качестве стоимостной экономической категории.

Первый признак: Финансы всегда выражают только денежные отношения между различными субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, государством) общественного воспроизводства в рамках экономической системы .
Всю совокупность экономических отношений в обществе можно условно разделить на денежные и натуральные. Указание на денежный характер финансовых отношений - важнейший признак финансов. Но денежный характер финансовых отношений необходимый, но не достаточный признак для определения специфики финансов.

Необходимо отметить, что деньги (товар, играющий роль всеобщего эквивалента) – категория более древняя по сравнению с финансами.

Второй признак: Финансовыми становятся лишь те денежные отношения, которые обусловлены фактом существования государства , необходимостью обеспечивать выполнение последним своих функций (административной, военной, экономической, внешне-экономической, социальной). Финансы имеют государственно-властную (принудительную) форму проявления.

Третий признак: Финансовые отношения имеют всегда перераспределительный характер .
Вне зависимости от наличия государства, производственный процесс осуществляется через регулярно возмещаемую стоимость израсходованных средств производства (c), выплачиваемую работникам заработную плату (v) и получаемую прибыль (m). Совокупный общественный продукт СОП (ВВП) = c + v + m

Первичное распределение стоимости совокупного общественного продукта всегда осуществляется без участия государства на основе и в соответствии с объективными потребностями и законами материального производства.

Именно с возникновением государства возникает объективная необходимость перераспределительных отношений (распределении уже распределенного), которая с развитием товарно-денежных отношений принимает денежную (финансовую) форму. С помощью финансов государство изымает в свое распоряжение часть стоимости совокупного общественного продукта, созданного в сфере материального производства для обеспечения функционирования своего аппарата, осуществляющего выполнение государственных функций.

Четвертый признак: При помощи финансов происходит формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов). Расходование данных фондов происходит в соответствии с возложенными на государство функциями.

Итак, финансы – это обусловленная фактом существования государства и необходимостью выполнения последним своих функций система денежных отношений, имеющих государственно-властную форму проявления, выражающая перераспределение стоимости СОП и целенаправленное формирование на этой основе общегосударственных денежных фондов (доходов) в соответствии с общественными потребностями.

Для любых предложений по сайту: [email protected]